Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай

Радость знания. Беседа с протоиереем Максимом Козловым

– 1 сентября в России отмечается День знаний. В школах традиционно проходят торжественные линейки, посвященные началу учебного года, «уроки мира»… Всем этим подчеркивается важность получения знания, его особая роль в нашей жизни. А что такое – знание? Каким оно должно быть? Какова его цель?

– Хороший вопрос. Но прежде, чем отвечать на него, я бы хотел сделать одно замечание по поводу самой этой даты: примечательно, что учебный год в России и в большинстве европейских стран начинается именно 1 сентября, что лишний раз свидетельствует об актуальности церковного календаря. Совпадение учебного года с годом церковно-богослужебным показывает также, насколько более оправданно сентябрьское новолетие по сравнению с новолетием январским (новый церковно-богослужебный год начинается 1 сентября по старому стилю, 14 сентября  по новому стилю, ред.). Но это à propos, замечание вводное.

А что касается сути вопроса, то можно сказать так: для христианина знание как таковое является сущностно важным, потому что познание мира, если говорить высоким штилем, – это познание «второй книги Откровения». Всякое подлинное знание приближает человека к Богу. Конечно, дети, начиная учиться, знакомятся прежде с вещами простыми, начальными, но без этих базисных «кубиков», без этих как бы элементов бытия невозможно будет продвинуться потом глубже и увидеть мир в его связности, гармонии, прекрасности – таким, каким он создан Творцом.

Второй момент, который важно подчеркнуть. Еще со времен дохристианской мудрости процесс получения знаний называется «детоводительством» – «педагогикой». Когда-то древние греки человека подлинно прекрасного называли «калос каи агатос» – «красивый и добрый», а воспитание такого прекрасного во всех отношениях человека – «калокагатия». Это некоторым образом соотносится с тем, что мы читаем уже в христианских аскетических руководствах, которые называются «филокалией» – любовью к доброте, любовью к внутренней красоте человека. Частью этой внутренней красоты является познание окружающего нас мира, познание его закономерностей и закономерностей человеческой души.

Но сегодня мы встречаемся с ситуацией, когда знание часто воспринимается утилитарно – как некоторая необходимая составляющая для будущей карьеры, для будущего социального статуса человека. Отвергать такое отношение к знанию было бы абсурдным и нереалистичным, совершенно нехристианским идеализмом, а христианство реалистично. Такой подход имеет право на существование, однако если он вписан в правильную иерархию ценностей, если приобретение знаний воспринимается не как конечная цель, но как некое необходимое подспорье. Будущий священник, обучаясь в духовной школе, получает знания, а не только воспитывается, и тем самым готовится к своему служению. Но плох будет тот священник, который ограничит свою подготовку к священнослужению просто набором внешних знаний, даже знаний духовных.

– На летних каникулах школьники и студенты достаточно сильно расслабляются, погружаются с головой в игры и развлечения... И 1 сентября иногда оказывается для них стрессовым моментом: надо полностью менять распорядок дня, перенастраиваться на иной ритм и стиль жизни. Как подготовить детей к началу учебного года?

– Мне кажется, многое закладывается отношением семьи к этому дню и к самой учебе. Хороши, конечно, и какие-то внешние формы, выделяющие 1 сентября как такой рубеж, и всевозможные мероприятия. Но главное – в том, как сами мамы с папами, другие старшие сродники и родственники относятся к учебе и началу учебного года: как к еще одному кругу утомительной пробежки, как к хомуту, в который снова придется впрягаться: водить ребенка в школу, на дополнительные занятия, изыскивать средства для оплаты кружков и прочее и прочее… – а ведь такое отношение взрослых даже при всех правильных педагогических установках в семье скрыть от ребенка не удастся, – или как к вехе становления маленького человека, его развития. Вот если это ощущение важной вехи будет у взрослых членов семьи, то и ребенок будет относиться к 1 сентября соответственно.

И еще момент: я думаю, что детей не надо перегружать летом какими-то занятиями. Хороший летний отдых, такой, что под конец ребенок устает уже отдыхать так долго, тоже помогает вступить в начало учебного года.

– Информации о всевозможных кружках, курсах, программах, предлагающих разные виды знаний и умений, повсюду множество. Как в этом во всем не запутаться? Как родителям подходить к процессу планирования образования своих детей?

– Подход должен быть абсолютно индивидуальный. И самое главное – внимательно вглядываться во внутреннее расположение ребенка и трезво оценивать реальную меру его способностей. Одна из устойчивых ошибок родителей, которая повторяется на протяжении веков, от нее никуда не убежать, – это желание вырастить ребенка лучшим, чем ты сам, сделать его как бы более правильной и дополненной версией самого себя. Но нельзя забывать, что каждый человек, в том числе и наши дети, – совершенно индивидуальная личность, несущая в себе образ и подобие Божие. Конечно, если возникнет свободное тяготение сына пойти по стопам отца-врача или у дочери окажутся способности, подобные способностям мамы-художницы, это хорошо. Но принудительное вовлечение в какую-то профессию, агрессивное пренебрежение склонностью ребенка к иным занятиям просто в силу того, что «у меня знакомые, я смогу выгодно устроить, эта профессия обещает коммерческий или социальный успех», могут привести к недобрым коллизиям в душе ребенка.

– Бывает, что у закончивших школу, вуз или среднее учебное заведение появляется ощущение, что они много чего не успели, многого «недобрали». Приходит разочарование. Как вы думаете, отчего это происходит? И как преодолеть такое состояние?

– В 18 лет думать, что тебя чему-то недоучили, несколько преждевременно. Жизнь продолжается, и процесс получения знаний с окончанием школы или даже вуза отнюдь не завершен.

А если есть переживания по поводу успехов, если кажется, что тебе в голову уже больше ничего не влезет, то хорошо бы вспомнить примеры великих людей, подвижников благочестия в том числе, которые до какого-то времени больших успехов в учебе не являли, но вдруг происходил скачок, и все менялось кардинальным образом, будь то в детском возрасте, как у преподобного Сергия Радонежского – все мы знаем историю с отроком Варфоломеем, будь то в духовной школе, как у отца Иоанна Кронштадтского, который не сразу стал показывать те успехи, что сделали его потом Всероссийским пастырем.

– А кто лично для вас был примером, на который вы ориентировались и когда учились, и в последующей вашей работе и вашем служении?

– По гуманитарному образованию я филолог-классик, и для меня, конечно, высочайшим, идеальным примером был Алексей Федорович Лосев, великий русский философ, исследователь античности и мировой эстетики. Это человек, вся жизнь которого была Трудом с большой буквы – Трудом, посвященным познанию мира Божия и в конечном итоге, как я убежден, прославлению Творца. Трудом сознательным и целеустремленным, начиная с гимназических лет. И именно это должно стать главным с детских лет – восприятие труда не как чего-то, что должно обеспечить тебе развлечение и досуг и что является неизбежным, но неприятным отягощением между интервалами досугов и развлечений, а труда как внутреннего наполнения твоей жизни.

– Что, на ваш взгляд, необходимо для того, чтобы быть успешным в процессе образования?

– Я могу только повторить то, что сказал некогда великий святитель Василий о своем обучении в Афинской академии. Эти слова, конечно, относятся к более взрослым учащимся, но, на мой взгляд, и к детям тоже в значительной мере их можно отнести: «Во время обучения в Афинской академии мы знали только три дороги: в аудиторию, в библиотеку и в храм». Это не значит, что в жизни не должно быть каких-то досугов, отвлечений и развлечений, но это значит, что нужно научиться получать радость от достижения какого-то умения и знания. И педагоги, и родители должны помочь маленькому человеку научиться получать эту радость – радость от того, что ты смог нарисовать, решить трудную задачу, ясно изложить свою мысль. Потому что одна из кардинальных радостей нашей жизни – это радость творческого труда, и научиться чувствовать, что это делает в значительной мере жизнь полнее, – великое приобретение.

По материалам сайта Православие.Ru  

 
Четверг, 27 июля 2017
Спасительница России

Икона Божией Матери Казанская

С Ней, Спасительницей России, Нижегородское ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 году освободило Москву.

НОВОСТИ  ДНЯ
Земля Нижегородская
  • В Старопечерской церкви Нижнего Новгорода отметили престольный праздник

  • Расходы областного бюджета на выплату зарплаты учителям школ Нижнего Новгорода в 2017 году сократятся на 10%

  • В Дивееве на пожертвования будет построен памятник семье последнего русского императора

  • Производство продуктов питания выросло в Нижегородской области

  • Выставка к 130-летию фотографической деятельности Максима Дмитриева

  • Спецоперация по задержанию причастных к терроризму в НН

  • В Нижегородском регионе проходит эстафета добрых дел

  • Впервые за 10 лет бюджет Нижегородской области на 2017 году будет бездефицитным

  • В нижегородском Заксобрании выбрали руководство

  • Архиерейские богослужения на 11-13 октября

  • Митрополит Георгий принял участие в съезде игуменов и игумений монастырей РПЦ в Москве

  • Рабочее движение по новой переправе откроют уже в начале ноября

  • Ковчег с мощами святой Матроны Московской встретили в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление»

  • В Балахне прошло празднование Дня земли Балахнинской

  • Митрополит Георгий провел встречу с представителями администрации Нижнего Новгорода

  • В России
  • Путин поручил обогнать мировую экономику

  • Иностранные спецслужбы готовят кибератаки на российские банки

  • Промышленность пошла в рост за счет господдержки машиностроения

  • Правительство выделит 191 млрд рублей на высокотехнологичную медпомощь

  • Импортозамещение позволило снизить бедность

  • В Кремле вручили награды за любовь к русской культуре

  • У Кремля торжественно открыли памятник князю Владимиру

  • Сельское хозяйство вышло на прибыль

  • Депутатам урежут зарплату за прогулы

  • Правительство перераспределило средства на строительство стадионов

  • Путин озвучил мирные инициативы по Сирии и Донбассу

  • ВЦИОМ: россияне выбирают семью и успех

  • Центробанк опасается новых кредитных пузырей

  • Реформа накоплений обернется повышением пенсионного возраста

  • Что потребовал Путин в обмен на плутоний

  • Россиянам предложат альтернативную пенсию

  • Выборы в Госдуму так и не стали образцово-честными

  • Кто такая новый детский омбудсмен Анна Кузнецова

  • Резервный фон д сократился на 18% за месяц

  • Путин: вопрос о Крыме исторически закрыт

  •  

    © Фонд памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова)

    Россия, 603000, г. Нижний Новгород, пл. Максима Горького, д.1/61, лит. А

    E-mail: mitropolitfound@gmail.com; тел./факс: (831) 430 97 28

     

    Artmebius