Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

Речи.  Обращения

 

   

Слово архимандрита Николая при наречении во епископа

Ваши Преосвященства! Досточтимые отцы!

 

Что могу я сказать вам в эту ответственную минуту моей жизни, когда по воле Всевышнего, благоволением Его Святейшества и Священного Синода я, недостойный и малоопытный в церковных делах, призываюсь к епископскому служению?

 

Что может сказать по поводу случившегося рядовой служитель Церкви Христовой, который и не помышлял об архиерейской чести? Он может ответить словами пророка: «Услышах слух Твой, Господи, и убояхся...» И я также убоялся той высоты, на которую вы должны меня возвести; убоялся и ответственности за те невольные ошибки, которые могу сделать по моему неведению.

 

Епископское служение – служение высокое, почетное, ответственное, полное скорбей и трудностей. Оно, говоря словами св. Григория Богослова, «завидная и опасная высота».

 

 

Для епископского служения необходимы мудрость и тактичность в осуществлении тех или других церковных мероприятий, которые необходимо провести в жизнь.

 

Кто же может умудрить его в этом тяжелом и ответственном служении? Один у нас Податель мудрости – Господь наш Иисус Христос, Который неученых рыбарей сделал ловцами душ человеческих и распространителями Христова учения по всему миру.

 

Видя в своем избрании Десницу Всевышнего, вспоминаю слова апостола (Евр. 5, 4) и говорю о себе: «Ты приемлешь эту честь не сам собой, но призываемый Богом».

 

Молю вас, богомудрые архипастыри, вознесите ваши святительские молитвы к Престолу Всевышнего о мне грешном и не оставьте меня своим руководством, дабы моя деятельность не была бесплодной для Церкви и Отечества. Уповая на помощь Божию, смиренно ответствую вам: благодарю, приемлю и нимало вопреки к тому глаголю.

 

Аминь.

 

Слово на первом Дивеевском постриге

 

Ныне вы, как некогда маленькие камешки, легли в основание возрожденной обители. Вы добровольно пришли сюда, отреклись от всего, что связывало вас с миром; но не думайте, что мир отрекся от вас. Вам еще будет предлагаться множество соблазнов явно или тайно, при помощи нашептывания или при помощи печатного слова. Помните и не теряйте чувства молитвенного пребывания во Христе и Господе нашем Иисусе...

 

Сегодня пополнились ряды служителей Божией Матери, ибо монашество на земле – это служение людям. И как Она служит людям, так каждая, кто вступает под Омофор Ея, кто вступает в сестричество послушниц, инокинь и монахинь, является служителем для ближних своих. Забыть себя во имя ближнего – одна из основ монашества...

 

«Сеятель», июль–август 1993 год

 

Речь на первом монашеском постриге в Макарьевском монастыре

 

Ныне, в день памяти преподобного и богоносного отца нашего Макария, Унженского чудотворца, покровителя и основателя этой святой обители, вы, пройдя определенное время искуса монашеского, претерпев и холод и отсутствие удобств, в которых вы выросли и к которым привыкли, вступаете в число сестер сего славного и святого монастыря …

 

Монашеское делание – это прежде всего отсечение всего, с чем мы живем, в миру, отсечение своего «я», это тяжелый жизненный крест... Но ведь можно и уйдя из мира, взять с собой все мирские пороки и грехи; а можно — лишь добродетели...

 

И если вы добровольно пришли сюда, под монастырские стены, то сейчас, как бы перед Священным Писанием, перед Евангелием и Крестом, мысленно вы обещаетесь быть добрыми сестрами; и вы должны просить всех ваших небесных покровителей, с которыми вы вышли из святой крещенской купели, просить и преподобного отца нашего Макария, чтобы они помогли вам в вашем трудном делании...

 

Вы первые в этой обители, кто взял на себя иго Христово и которое вы отныне понесете не только для себя, но и для всех, кто будет сюда приходить. Станьте же добрыми сестрами, трудолюбивыми, приветливыми, кроткими, добросердечными, ибо по вашим поступкам будут судить и о монастыре, и о Православной Церкви...

 

С любовью принимайте всех приходящих к вам, сея в сердцах их маленькое семечко христианской добродетели.

 

Помните это ежечасно, ежеминутно и напишите это на скрижалях сердца своего...

 

«Сеятель» № 4, 1994 год

Слово на первом постриге в Благовещенском монастыре

Ныне свершилось то, к чему ты стремился, оставляя мир за порогом сей славной обители Благовещения Пресвятой Богородицы. Ты пришел сюда, желая посвятить себя и всю жизнь свою служению Господу и Подателю Благ Иисусу Христу... Монашеское житие – сложное житие, это тяжелый каждодневный и каждочасный духовный и физический труд, труд во благо Господу и людям...

 

Взяв пример своего небесного покровителя, святого благоверного Александра Невского, будь же и ты печальником за всех, кто когда-либо обратится к тебе за помощию, будь ревностным членом Православной Церкви, ревностным Ее служителем на Святой Руси, особенно в нынешние времена; всегда старайся взять на себя большее иго, чем несет твой брат, и этим ты исполнишь закон Христов... 

1994 год

Слово на Рождество Христово

 

Всечестные отцы, братия и сестры!

 

Мы с вами встречаем одно из величайших событий не только христианского, но и всего человечества – Праздник – Рождение Сына Божиего, – нас ради и нашего ради спасения пришедшего в сей грешный мир, чтобы светом Евангельской истины преобразить его, сделать его лучшим.

 

Мы торжественной церковной службой вспоминаем это величайшее событие: каждый из нас пытается осмыслить важность его, и, прилагая к себе, спрашиваем: «Что же сделал я для того, чтобы мир, окружающий меня, стал лучшим? Что сделал я для проповеди Евангелия среди мне подобных? Был ли я примером для окружающих меня людей?» – на все эти вопросы мы должны дать четкий ответ, если мы называемся христианами.

 

Пусть каждый задумается над этим и, вступая в Новолетие Благости Божией, приложит посильное старание, чтобы вера Христова укреплялась, чтобы основы нравственного делания совершенствовались, чтобы жизнь наша благоустроялась, а Церковь и Отечество единым сердцем делали общее для блага и процветания народа нашего.

 

Христос рождается – Славите!

 

Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский

 

Рождество Христово, 7 января 1994 года

 

Слово на прославлении преподобного Иоасафа,

схимонаха Вознесенского Печерского монастыря

 

Всечестные отцы, братия и сестры!

 

Поздравляю вас с праздником этого святого храма нашего города, всей Нижегородской земли, с прославлением угодника и подвижника Божиего Иоасафа, схимонаха.

 

Наши мысли и чувства переносятся сегодня в те отдаленные времена, когда по попущению Божию монастырь сей был разрушен стихией. Но стихия, разрушившая монастырь, обнажила то драгоценное, что хранила земля, – нетленные мощи преподобного угодника Божиего. Не замолкала молва о его святости, и вот ныне он причислен к лику святых угодников, и мы с вами становимся свидетелями этого великого события. И свидетельствуя сие, мы невольно сравниваем день нынешний с теми отдаленными временами. Стихия разрушила обитель Божию... но сейчас не стихия, а человеческие пороки и человеческие страсти пытаются разрушить Храм Божий на этой земле; разрушить нашими с вами руками, прельщая нас сладкими речами или блестящими побрякушками, либо воздействуя на наши эгоистические чувства и помыслы.

 

И вот ныне прославленный угодник как бы взывает к нам из глубины веков: потомки, оглянитесь, куда вы идете и что вы делаете?! Если Русь и Церковь создавались многими веками, создавались неимоверными усилиями и трудами, то почему ныне ради каких-то своих корыстных интересов вы рушите дело Божие?! Бессмысленны и беспочвенны усилия ваши и попытки разрушить Царство Божие, ибо оно вечно!..

 

И как память этого угодника и подвижника, хранимая более четырех столетий, свидетельствует о его святости, так и сегодняшнее прославление его свидетельствует о святости и нерушимости Церкви Божией на земле... И мы верим в это и верили, ибо если бы мы не верили, то не пришли бы сегодня в этот храм, и не приходили бы сюда всегда, и не поклонялись бы новопрославленному угоднику, предстоящему ныне перед Престолом Отца Небесного и взывающему к нам, дабы оставили дурные помыслы и начертали твердо в сердцах своих веру в Господа нашего и Подателя благ Иисуса Христа. Аминь.

 

Преподобный отче наш Иоасафе, моли Бога о нас.

 

«Сеятель» № 1, 1994 год

 

Слово перед началом реставрации

Успенского cобора

 

Братия и сёстры!

 

Вот уже восемь с половиной столетий на высоком берегу Клязьмы стоит, гордо и величаво устремляясь ввысь, Успенский cобор, воздвигнутый гением русского народа при непосредственном участии великого князя Андрея Боголюбского.

 

Немного храмов мы найдём на нашей земле, богатых историческими воспоминаниями. Его стены были свидетелями блестящей славы главного святилища великокняжеской столицы и целого ряда ужасных бедствий, которые наложили на него свою печать, – но они не могли сокрушить твердыни этого памятника древнерусского зодчества, ибо в нём сосредоточена мощь Русского государства.

 

Все летописные сказания повествуют о восторженном удивлении перед величием, красотою и богатством нашего cобора. Возвысив город Владимир на степень великокняжеской столицы, святый благоверный великий князь Андрей Боголюбский, приступая к построению Успенского cобора, решил воздвигнуть такой храм, который зат-

мил бы своим великолепием все храмы, ранее созданные на Руси.

 

И действительно, по сказанию летописцев, создан был такой храм, «якового не бысть на Руси и никогдаже не будет».

 

Но время, которому всё подвластно, налагает свою руку и на великие творения: они также старятся и ветшают. Человек же, наделённый разумом, должен хранить то, что ему оставили его предки. И ныне мы, владимирцы, должны проявить разумную волю и по примеру наших отцов приступить к восстановлению и приведению нашей святыни – Успенского собора – в тот вид, который он имел после реставрации в конце прошлого столетия. Это дело и трудное и сложное.

 

В течение последних двух лет шел интенсивный обмен мнениями по этому вопросу. 12 мая 1974 года принято соответствующее решение, которым восстановительно-реставрационные работы разделены на две части: первоочередные работы – отопительно-

вентиляционные, связанные со вскрытием полов, – провести с отправлением служб в Георгиевском приделе. Эта часть работ должна быть закончена в течение двух лет. Вторую часть – восстановление живописи – проводить по частям, с одновременным использованиием Собора общиной верующих и для туристского показа.

 

Учитывая серьезность работ, которые предстоят церковной общине, мы обратились к нашему Кормчему, Святейшему Патриарху Пимену с соответствующим письмом. Его Святейшество не замедлило откликнуться на него.

 

Итак, мы с Вами стоим на пороге славных дел во Славу Божию: нам предстоит большой и ответственный труд и перед нашей Родиной и перед нашим народом: сохранить то, что оставлено нам нашими предками. Отнеситесь к этому со всей серьезностью и ответствен-

ностью, отбросьте все сомнения, которые теснятся в ваших сердцах.

 

И с Божией помощью, по молитвам Заступницы нашей Богородицы и предстательством небесных наших Покровителей Великих князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Георгия и Глеба, – приступим к осуществлению этого святого дела.

 

Я призываю Божие Благословение на ваши труды во славу Отечества и Церкви нашей.

 

Архиепископ Владимирский и Суздальский

 

Сказано 9 июня 1974 года в Успенском соборе в неделю Всех Святых

 

Слово о журнале «Сеятель»

 

Дорогие нижегородцы! Отцы, братия и сестры!

 

После долгих исканий и раздумий мы приступаем к важному и нужному делу – начинаем выпускать в свет церковно-просветительский журнал Нижегородской епархии, который мы окрестили «Сеятель». «Сеятель слово сеет», – сказано в Евангелии (Марк, 4:14). В жизни человека слово играет очень большую роль.

 

Словом можно убить и словом можно воскресить. Словом можно разрушить и вновь воздвигнуть целый мир. Мы льстим себя надеждой, что те слова, которые понесет это «новорожденное дитя», упадут на благодатную почву и принесут добрый урожай.

 

Сейчас, после многих десятилетий безудержной антирелигиозной пропаганды, преследований и гонений; после беспощадного уничтожения всяческих, даже самых малых проблесков человеческой мысли наш духовный вакуум пытаются заполнить плодами псевдоучений и псевдоистин. К сожалению, сегодня, как и прежде, молодые зеленые ростки русской духовности, культуры, традиций, гибнут в бурьяне забугорной экспансии. И именно сейчас каждый из нас особенно нуждается в истинной духовной пище. Такую пищу, мы надеемся, и должен дать наш журнал, ведь сказал Господь: «Имеющий уши слышать, да слышит!»

 

Православие – вот стержень, на котором стояла и стоять будет земля русская, вот тот живоносный источник, к которому стремится припасть всякая русская душа... И мы надеемся, что сеятель пронесет православное слово в каждый дом, в каждой душе затеплит огонек Веры Христовой...

 

На своих страницах журнал будет помещать толкование Священного Писания, религиозно-нравственные поучения, философские труды святых отцов и мыслителей различных эпох, искания русской религиозно-философской мысли и, конечно, повествование о жизни епархии. По мере сил и возможностей будут истолкованы на русском языке древние церковные песнопения и церковно-славянские тексты. Если Бог благословит, то к журналу будут выходить приложения исторического, просветительского и богослужебного содержания.

 

Приступая к этому нелегкому, но необходимому деланию, мы призываем Божие благословение на труды всех, кто может и желает помочь нам материально и творчески.

 

Мы призываем Божие благословение на всех вас, наших читателей.

 

Бог своею благодатию да благословит «новорожденное дитя»!

 

Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский

 

«Сеятель», 19 декабря 1992 года

 

Слово к соотечественникам

на День Победы

 

Дорогие нижегородцы! Братия и сестры!

 

Воины Великой Отечественной войны!

 

Все те, кто остался в живых, кто прошел эти суровые годы с поднятой головой!

 

Я приветствую вас как участник этой войны и как служитель Русской Православной Церкви с этим великим праздником!

 

Празднование Дня Победы началось в такую же прекрасную погоду как и сейчас. Светило солнце, и радость была неизмерная, ибо кончилась та страшная трагедия, которая обрушилась на наше Отечество. Сорок восемь лет прошло, но память не изгладила из наших сердец ту жертву, которую принесла наша с вами родина на алтарь свободы, справедливости и братства. Едиными физическими силами и единым духом народы Отечества нашего выстояли в этой войне и победили, ибо справедливость не может быть попрана никогда.

 

Не в силе Бог, а в правде! И в той войне правда оставалась за нами!

 

С праздником вас! И пусть над нашим Отечеством небо будет всегда таким же ясным и чистым, как сейчас; и память о тех, кто жизнь положил за это ясное небо на поле бранном, пусть будет в наших сердцах вечно.

 

Сегодня у Вечного огня в стенах Нижегородского кремля мы вознесем молитвы о тех, кто положил души своя за ближних своих. Ибо, как сказано в Евангелии, нет большей любви, чем кто положит душу свою за други своя.

 

Помолимся, чтобы Господь Вседержитель принял их души, как души мучеников и праведников, принявших смерть за веру, честь и достоинство отечества своего.

 

С праздником Великой Победы!

 

Христос Воскресе!

 

Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский

 

9 мая 1993 года

 

«Сеятель», июль – август 1993 года

 

Обращение к нижегородцам

в день памяти Серафима Саровского

 

Дорогие нижегородцы! Отцы, братия и сестры!

 

Я приветствую вас с днем памяти Преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского и всея России чудотворца! С праздником, дорогие мои!

 

В истории нашего Отечества и в истории нашей Церкви преподобный Серафим занимает особое место, как проповедник любви и мира, как проповедник стяжания Духа Божьего.

 

Явление нам мощей Преподобного не случайно. Он сам это предвидел, об этом говорил, и мы расцениваем это как проявление Милости Божьей к нам, многогрешным. Как и в прошлом году, ныне мы будем торжественно отмечать память Преподобного; и само собой разумеется, будем молить нашего небесного заступника и молитвенника, дабы он своим ходатайством пред Престолом Отца Небесного действительно помог нам «стяжать дух мирен».

 

Преподобный Серафим говорил, что когда восстанет Он своими святыми мощами, – средь лета запоют Пасху. И вот мы воочию убедились в этом. Два года назад мы действительно пели Пасху среди лета. И теперь мы должны просить и молиться, чтобы эта Пасха пребывала для нас с вами, дорогие мои, на всю оставшуюся жизнь.

 

Я думаю, что все, кто чтит Преподобного, придет на его праздник и своими молитвами усугубит наши молитвы, дабы Отец Небесный смилостивился наконец-то над нашим Отечеством.

 

Всего вам хорошего. Милость Божия да хранит всех вас и Божие благословение да сопутствует вам в вашей жизни!

 

Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский

 

«Сеятель», июль–август 1993 года

 

Обращение к нижегородцам

в день памяти Серафима Саровского

 

Дорогие мои нижегородцы!

 

Всечестные отцы, братия и сестры!

 

День памяти преподобного и богоносного нашего Серафима Саровского и всея Руси чудотворца, который мы торжественно отмечаем сегодня, является для нас особенно знаменательным днем, днем торжества Православия!

 

Преподобный Серафим Саровский, чьи святые многоцелебные мощи по Милости Божией почивают на нижегородской земле, должен стать для каждого из нас духовным светочем, освящающим наш жизненный путь, наши добрые дела. Наипаче же, по примеру Саровского чудотворца, должны мы стараться стяжать дух святый, ибо без внутреннего духовного мира мы лишаемся Благодати Божией. Как учит Святое Писание: «В злохудожную душу не внидет Премудрость Божия».

 

Преподобный Серафим всю жизнь свою посвятил служению Богу и ближнему; и он действительно стяжал дух Божий, ибо каждого приходящего он встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!».

 

Будем же всегда помнить об этом и просить угодника Божия, преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского быть нам, грешным, заступником пред Отцом Небесным. Да поможет он нам всем выйти на дорогу христианского делания, ибо в этом делании и заключается смысл всей нашей жизни.

 

Преподобный отче наш, Серафиме, моли Бога о нас!

 

Я призываю на вас Божие Благословение и надеюсь, что вы все по мере сил и возможностей будете причастны к этому великому событию.

 

Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский

 

Нижний Новгород, 1 августа 1994 года

 

«Сеятель», № 3, 1994 год

 

Обращение к нижегородцам

 

Дорогие нижегородцы!

 

Всечестные отцы, братия и сестры!

 

В нынешнем году в четвертый раз в день памяти преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского мы с вами соберемся у его святых многоцелебных мощей, чтобы едиными устами и единым сердцем вознести должные молитвы сему подвижнику и угоднику Божию, предстателю нашему у Престола Отца Небесного.

 

Мы придем к нему с нашими скорбями и нуждами, нашими проблемами и заботами, и будем просить, чтобы он своим ходатайством, своим молитвенным предстательством помог нам обрести душевное равновесие, душевное спокойствие, мир душевный; дабы и мы, насколько позволит нам Господь, могли содействовать добру, созидать Храм Духа Святаго в своей душе и в Душах окружающих нас, ближних наших...

 

Имея великую Благодать от Бога – стяжав мирный дух, преподобный отец наш Серафим, каждого приходящего к нему встречал словами Пасхальной радости, самой великой радости, которая может быть на земле: «Христос Воскресе, радость моя!». Со словами этого Евангельского приветствия обращаюсь сегодня и я к Вам: Христос Воскресе!

 

И пусть этот день будет для нас днем Второй Пасхи, пусть всколыхнет он в наших душах светлую надежду воскресения и спасения и жизни будущего века по молитвам преподобного отца нашего Серафима, Саровского и всея России чудотворца!

 

Да будет среди нас мир и Божие благоволение! С праздником!

 

Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский

 

«Сеятель», № 3, 1995 год

 

 

Нижнему Новгороду – 775 лет

 

Дорогие нижегородцы!

 

Сердечно приветствую вас с 775-летней годовщиной стояния нашего древнего града на месте слияния двух могучих русских рек – Волги и Оки.

 

Основанный православным святым – благоверным великим князем Владимирским Георгием Всеволодовичем, Нижний Новгород прошел славную историю. От града-крепости – до «кармана России», от края княжества – до волжской столицы. С нашим городом связано множество имен православных святых, среди которых преподобные Макарий Желтоводский и Евфимий Суздальский, святитель митрополит Московский Алексий, «игумен земли русской» преподобный Сергий Радонежский и составитель древнейшей Лаврентьевской летописи монах Лаврентий. Короленко и Балакирев, Шаляпин и Горький, Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский – тоже наша история, нижегородская и российская...

 

С перенесением из Макарьева в Нижний Новгород Всероссийской ярмарки, с открытием здесь Промышленно-художественной выставки, столетие которой мы только что с вами отметили, принесшей Нижнему всемирную славу, он стал считаться третьим градом России, столицей русского купечества.

 

И сегодня, когда возрождаются старые добрые русские традиции, когда мы обернулись к своей истории, к великой национальной культуре, созданной нашими прадедами, когда мы вновь стремимся припасть к тому неиссякаемому источнику духовности, имя которому – Православие, мне хочется пожелать всем нижегородцам прежде всего быть достойными своих предков, быть достойными своего великого города, который стал для них родиной, никогда не забывать своей истории, никогда не забывать своих корней, не стремиться разрушить то, что уже построено, и благодарить Бога за его милость и терпение к нам.

 

Пусть святой основатель Нижнего Новгорода, наш небесный покровитель, благоверный князь Георгий молитвами своими пред Престолом Отца Небесного поможет всем нам пережить те трудности, те нестроения, которые встречаются на нашем жизненном пути, и сохранить мир и согласие в Отечестве нашем.

 

С праздником! Божие благословение да пребудет с вами!

 

Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский

 

Обращение к Святейшему Патриарху Алексию

 

Пять лет тому назад воскресли из небытия мощи молитвенника Российского – преподобного Серафима Саровского. И пройдя путь от севера, они возлегли в возлюбленной Преподобным Дивеевской обители.

 

Вы стояли в начале этого пути и довели его до пределов сих, то есть до самого монастыря, тем самым положив начало воскрешению, казалось бы, забытой этой святыни. С тех пор невидимый ручеек человеческой скорби притекает к преподобному Серафиму. Каждый православно верующий, принося сюда нужды и печали, получает исцеление, получает облегчение для своего сердца.

 

Начала воскресать, собираться обитель из трех или четырех сестер. Честь им и слава не от людей, но от Бога, Который дает благость всякому человеку, возрождающему духовность в этом мире.

 

Монастырь потихоньку развивается, совершенствуется и возрождает самое главное – то, чем он славился до закрытия. Здесь когда-то была прекрасная живописная и иконописная мастерская, которая поставляла иконы если не на всю Русь, то на ближайшие губернии – в храмы, монастыри и тем, кто желал иметь в домах своих Дивеевскую святыню. Пять лет прошло со дня второго обретения многоцелебных мощей преподобного батюшки

Серафима.

 

Мы сердечно приветствуем Вас с этим пятилетием, ибо нынешний день – день нашего праздника, но не только нашего, а праздника всей земли русской, ибо преподобный Серафим, можно сказать, стал последним угодником, который прославлен был Русской Церковью в дореволюционные времена, и своим прославлением как бы запечатлел навеки ту святость, что присуща была Русской Православной Церкви.

 

Примите же, Святейший Владыка и отец, наше сердечное приветствие с днем пятилетия перенесения мощей преподобного отца нашего и чудотворца Серафима Саровского, и в память о событии сем – образ Преподобного и Божией Матери, пред которым он всегда молился.

 

Это произведение рук возрожденной в полном смысле этого слова Дивеевской иконописной мастерской, деревянный футляр сделан тоже руками сестер.

 

Нам не совсем легко возрождать обитель, ибо и поныне сестры не имеют того простора для своей духовной и телесной, если так можно сказать, жизни, какой они имели раньше; но мы надеемся и верим, что пройдет время и обитель войдет в те территориальные границы своих владений, которыми она владела до закрытия и разорения. Мы верим и надеемся также, что Ваша помощь не оставит нас в нашем делании. Примите и эту святую просфору – свидетельство нашей духовной связи и духовного окормления сей святой обители.

 

Ис полла, эти деспота!

 

1 августа 1996 года по окончании Литургии

 

Слово к выходу первого номера

журнала «Нижний Новгород»

 

Мы испытываем приятную неожиданность среди всевозможных обстоятельств житейско-общественных взаимоотношений: выход в свет ещё одной культурной новинки – журнала «Нижний Новгород», который будет знакомить нас с новостями культуры, истории и других сторон нашей жизни.

 

Поистине неисчерпаем источник оптимизма родных нижегородцев.

 

Божие благословение да будет и над новым журналом, и его авторами, и сотрудниками, и читателями.

 

Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский

 

1997 год

 

Слово на международном симпозиуме

 

От лица Русской Православной Церкви сердечно приветствую тех, кто обратился к рассмотрению сложнейшей темы – «Государственное устройство и народ». Вашему вниманию предлагаются материалы международного симпозиума, на котором эта тема всесторонне обсуждалась.

 

Проблема взаимоотношений правителей, государства и народа, роли закона в формировании этих взаимоотношений уходит корнями в седую древность. Ее отдельные стороны нашли отражение уже на первых страницах Библии. Ведь созданные Богом люди – Адам и Ева – были уже и народом, и государством. Они получили первый закон, написанный Богом в их сердцах: «...Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею... от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие. 1, 28; 2, 16–17).

 

Если мы перелистаем страницы истории, то увидим, что проблема отношений между народом и государством всегда была одной из острейших и сложнейших. Как она решалась в разные исторические времена; какое государственно устройство благоприятствует ее решению в интересах и народа, и государства; как ее решать сейчас и как можно решить в будущем – все эти вопросы нашли отражение в выступлениях участников симпозиума, в их статьях, представленных в сборнике.

 

Над этими вопросами необходимо задуматься всерьез всем нам: и государственным деятелям, и руководителям, и простым гражданам. От наших мыслей и действий зависит наше будущее, будущее нашей страны – великой России.

 

Успех да сопутствует всем нам с помощью Божией!

 

Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский

 

2–3 июня 1997 года

 

Слово на открытии симпозиума

 «Диалог мировоззрений»

 

Уважаемые участники симпозиума!

 

Мы приветствуем всех вас, приехавших сюда, и надеемся, что каждый в меру своих сил и способностей внесет свой вклад в плодотворное обсуждение и решение тех важных проблем, которые обозначены в программе симпозиума. Нынешний симпозиум в нашем цикле симпозиумов под общим названием «Диалог мировоззрений», видимо, последний в этом тысячелетии. Мы с вами стоим на пороге нового столетия и нового тысячелетия.

 

Естественно, всех нас волнует вопрос: с чем мы вступим в это тысячелетие, что оно несет нам с вами?

 

Прошедшие годы двадцатого столетия, как мы с вами знаем, в какой-то степени были хорошими, а в какой-то степени – и плохими, мы в своей жизни неоднократно сталкивались и с добром, и со злом. Прошедшее тысячелетие было тысячелетием познания и стремления к общей свободе. «К свободе вы призваны, – говорит Апостол, – но чтобы эта свобода не была пагубной для вас». И вот мы сейчас с вами задаем себе вопросы: пагубной ли была полученная нами свобода или она была нужна для нас, в какой мере-степени она была нужна? Не лучше ли было бы, чтобы каждому проявлению свободы была дана своя мера, ибо, как сказал еще Иван Андреевич Крылов, «как ни заманчива свобода, но для народа не меньше гибельна она, когда разумная ей мера не дана».

 

Какие же плоды дала полученная за последние годы свобода? Что мы с вами можем констатировать? Первое, и это самое печальное, что многие люди, отдав полжизни делу процветания и развития общества, должны на пропитание себе искать объедки в мусорных ящиках. Это первое измерение свободы. Второе – мы столкнулись ныне с таким

видом «свободы», как «свобода отстрела», если можно так выразиться, с проблемой роста преступности и гибели людей в результате преступлений. И эта «свобода» продолжает расширяться и по сей день.

 

И вот на пороге третьего тысячелетия мы задаемся вопросом: с этими ли плодами свободы мы должны входить в новое тысячелетие, к этому ли призывали лучшие представители человечества на протяжении двух прошедших тысячелетий? Не получили ли мы нечто противоположное тому, к чему все так стремились?

 

И еще одно. Полученная гражданами России свобода привела, как это ни странно и печально, к вполне реальной возможности утраты нашей страной своей независимости, т. е. к возможности потери свободы нашего общего Отечества. Но при такой потере свободы страной можно ли говорить о развитии свободы ее граждан?

 

Мы получили свободу радоваться тогда, когда надо было бы плакать.

 

И вот теперь нам приходится учиться сметать пыль с сапог «заморского дяди». Российские «свободы», как показывают события в Югославии, приводят к утрате независимости и другими странами.

 

Что ожидает человечество? Или оно воспрянет, встанет с колен, скажет себе и мировому правительству, что жить так дальше нельзя. Или же оно и дальше будет продолжать стоять на коленях и терпеливо сносить абсолютную власть «передовых государств».

 

Конечно, мы с вами не можем решить всех стоящих перед человечеством и Россией практических проблем. У нас для этого нет соответствующих механизмов и средств. Единственное, чем мы владеем, – слово, но и оно может сыграть важную роль. Наша главная задача – обратить внимание общества на существующие обстоятельства и проблемы, призвать его действительно проснуться, и думать не только о хлебе насущном, но и о тех духовных ценностях, которыми человечество всегда руководствовалось в своей жизни.

 

Православная Церковь, как каждый здравомыслящий человек в России знает, всегда была вместе с народом, переживала с ним и радости, и горести, несла и те тяготы, которые на него ложились. В настоящее время мы наблюдаем в обществе определенное возвращение к забытым когда-то духовным ценностям. Происходит оживление и в жизни Церкви, которая пытается играть более активную роль в обществе. Но когда она наберет сил, сказать сложно, ибо обстоятельства, с которыми она сталкивается, довольно противоречивы. Но можно быть уверенным в том, что по мере своих сил Русская Православная Церковь и дальше будет призывать и верующих во Христа, и неверующих к миру, согласию, любви, братству, единению.

 

Итак, в добрый путь! Бог в помощь всем участникам симпозиума, во славу вечного мира, жизни в согласии и мире в грядущем третьем тысячелетии.

 

Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский,

сопредседатель оргкомитета симпозиума 

 

Слово на VI международном симпозиуме

«Единство и этнокультурное разнообразие мира.

Диалог мировоззрений»

 

Уважаемый председатель, уважаемое собрание, братья и сестры, представители традиционных религиозных конфессий!

 

От имени Русской Православной Церкви и духовенства Нижегородской епархии я рад приветствовать всех прибывших на наше собрание нижегородцев и тех, кто приехал в волжскую столицу из других стран и городов в ответ на наш зов, который вызван беспокойством о состоянии нынешнего общества.

 

Мы с вами уже вступили в XXI век, громко заявив, что этот век будет качественно отличным от века двадцатого отсутствием социальных конфликтов и войн. Однако, как показывает жизнь, многие негативные черты XX века, к сожалению, продолжают существовать и в новом веке. Кровь, которая лилась рекой в XX столетии, продолжает литься и в XXI веке. Общество, разделившееся ранее на различные непримиримые группы, продолжает быть таковым и по сей день. Что же это такое: постоянная болезнь человечества, непреодолимая тенденция? Более того, в последнее время все больше противоречий в мире и в России оказываются связанными с национальными и религиозными различиями, национальной нетерпимостью и межконфессиональными отношениями. Действительно ли причина этих противоречий заключена в принадлежности людей к разным народам, цивилизациям, религиям? Нам всем вместе надлежит постараться дать ответы на эти важны вопросы.

 

В Своей Первосвященнической молитве Господь призывал: «Да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17. 22). И мы с вами все призываемся к единству, и сами призываем к единству, ибо если мы посмотрим на жизнь людей не с точки зрения внешних е признаков и черт, а чуть поглубже, то мы увидим в ней много общего и сможем сказать про каждого человека словами Иова: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращаюсь. Господь дал, Господь и взял; да буде имя Господне благословенно!» (Иов. 1. 21). Вот эти два, может быть, основополагающие положения Священного Писания и должны лежать в основе всех общественных отношений. Но чтобы это было действительно так, мы должны понять, что главная особенность человека – приоритет в его деятельности духовного начала над материальным, нравственности над стремлением к наживе. Общество должно, конечно, заботиться и о хлебе насущном, но прежде всего оно должно заботиться о духовном, внутреннем содержании жизни каждого человека, без чего оно теряет свое лицо и перестает быть собственно обществом. Если такая забота всего общества, власти, руководителей разных религиозных конфессий о духовной жизни людей будет проявляться, а сами люди будут стремиться жить в соответствии с высшими Божественными заповедями, то никакие национальные, культурные, религиозные различия между людьми не приведут к конфликтам и войнам между нами, а люди, не забывая своих традиций, исторических корней, своего Отечества, будут тем не менее единым человечеством.

 

Конечно, мы с вами в рамках нашего собрания всех возникающих в связи с этим проблем не решим. Мы можем только высказаться по тем или иным значимым вопросам, от которых не отмахнуться обществу. К этим нашим мнениям общество и власть должны серьезно прислушиваться, поскольку высказываются эти мнения людьми, профессионально имеющими дело с душами людей, с духовным началом в их жизни.

 

Достаточно мы «ходили обнаженными», пора уже одеть более приличествующие одежды,

которые уже соткала нам наша действительность. Хочу выразить пожелание, чтобы работа нашего научно-богословского сообщества, наш диалог оказался полезен для нашего общества.

 

Мира и согласия всем нам! Да пребудет на вас благословение Божие!

 

Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский

 

5–6 июня 2001 года

 
Четверг, 18 января 2018
Спасительница России

Икона Божией Матери Казанская

С Ней, Спасительницей России, Нижегородское ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 году освободило Москву.

НОВОСТИ  ДНЯ
Земля Нижегородская
  • В Старопечерской церкви Нижнего Новгорода отметили престольный праздник

  • Расходы областного бюджета на выплату зарплаты учителям школ Нижнего Новгорода в 2017 году сократятся на 10%

  • В Дивееве на пожертвования будет построен памятник семье последнего русского императора

  • Производство продуктов питания выросло в Нижегородской области

  • Выставка к 130-летию фотографической деятельности Максима Дмитриева

  • Спецоперация по задержанию причастных к терроризму в НН

  • В Нижегородском регионе проходит эстафета добрых дел

  • Впервые за 10 лет бюджет Нижегородской области на 2017 году будет бездефицитным

  • В нижегородском Заксобрании выбрали руководство

  • Архиерейские богослужения на 11-13 октября

  • Митрополит Георгий принял участие в съезде игуменов и игумений монастырей РПЦ в Москве

  • Рабочее движение по новой переправе откроют уже в начале ноября

  • Ковчег с мощами святой Матроны Московской встретили в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление»

  • В Балахне прошло празднование Дня земли Балахнинской

  • Митрополит Георгий провел встречу с представителями администрации Нижнего Новгорода

  • В России
  • Путин поручил обогнать мировую экономику

  • Иностранные спецслужбы готовят кибератаки на российские банки

  • Промышленность пошла в рост за счет господдержки машиностроения

  • Правительство выделит 191 млрд рублей на высокотехнологичную медпомощь

  • Импортозамещение позволило снизить бедность

  • В Кремле вручили награды за любовь к русской культуре

  • У Кремля торжественно открыли памятник князю Владимиру

  • Сельское хозяйство вышло на прибыль

  • Депутатам урежут зарплату за прогулы

  • Правительство перераспределило средства на строительство стадионов

  • Путин озвучил мирные инициативы по Сирии и Донбассу

  • ВЦИОМ: россияне выбирают семью и успех

  • Центробанк опасается новых кредитных пузырей

  • Реформа накоплений обернется повышением пенсионного возраста

  • Что потребовал Путин в обмен на плутоний

  • Россиянам предложат альтернативную пенсию

  • Выборы в Госдуму так и не стали образцово-честными

  • Кто такая новый детский омбудсмен Анна Кузнецова

  • Резервный фон д сократился на 18% за месяц

  • Путин: вопрос о Крыме исторически закрыт

  •  

    © Фонд памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова)

    Россия, 603000, г. Нижний Новгород, пл. Максима Горького, д.1/61, лит. А

    E-mail: mitropolitfound@gmail.com; тел./факс: (831) 430 97 28

     

    Artmebius