Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

Проповеди 

 

О лжи

 

Одним из прекраснейших даров Божиих, которыми Он наградил человека, есть дар слова. Через слово мы знакомимся с величайшими человеческими достижениями как древности, так и современности; через слово мы нравственно растем и совершенствуемся в христианских добродетелях; через слово мы общаемся друг с другом.

 

Но этим величайшим даром Божиим мы не всегда пользуемся для своего блага и блага наших близких. Мы оскверняем этот дар, и оскверняем его через ложь.

 

Нет вещи более мерзкой и более отвратительной, чем ложь, которая вносит разлад и недоброжелательство в наши отношения с близкими, знакомыми; ложь расстраивает союзы; ложь вносит недоброжелательство и враждебность в наше общество.

 

«Порок всех зол для человека – ложь», – говорит Священное Писание.

 

Прежде всего ложь извращает наше духовное настроение в противоречие с разумом и совестью; ложь побуждает нас говорить и действовать против собственных убеждений. Лжец теряет уважение к истине и добродетель: для него нет ничего святого. Ложь приводит ко многим грехам и злодеяниям. Лжец знает, что люди требуют от него истины, и выдает свою ложь за истину. Чтобы обмануть других, он притворяется, лицемерит, ложно обвиняет ближнего. Привычка лгать приводит к клевете, к вероломству, к извращению дела во вред ближнему, к преувеличению его слабостей и недостатков.

 

Если лжец попадает, вследствие своей фальши и нечестности, в затруднительное положение, то он старается выпутаться из него при помощи новой лжи, обмана и неправды.

 

Может ли такой человек пользоваться нашим доверие или уважением? Конечно, нет!

 

Каждый, кто сам любит правду, ищет истины, откровенности и честности в наших словах и выражениях. Кто живет ложью, обманывает людей, тот не достоин их доверия. Ему не верят, как бы он громко ни уверял. При каждом слове, каждом обещании, какое он дает, он должен опасаться, что в его честности сомневаются. Но как жалко такое состояние! Можно ли чувствовать себя счастливым в общении с людьми, не имея их доверия! Как сильно лжец вредит себе, своему счастью и благу!

 

«Не говорите лжи друг на друга» (Кол. III, 9).

 

Аминь!

 

21. 04. 1959 года, вторник, Киев, Семинария (рукопись).

 

О страдании

 

Среди множества вопросов, с которыми сталкивается человек в своей повседневной жизни и которые ему приходится разрешать, наиболее трудным и сложным является вопрос о тайне человеческих страданий. Ничто так не нуждается в освещении и познании, как тайна человеческих страданий. Почему мы страдаем, почему страдаем даже тогда, когда исполняем все предписания нравственного закона? Многие старались дать ответ на этот вопрос, но ни одна философская система, ни одно произведение мировой литературы не могли разрешить его. И только христианство в одной из своих книг, называемой «Книга Иова», смогло полностью разрешить этот вопрос.

 

Нет ни одной книги на земле, которая подошла бы к раскрытию этой тайны страдания так просто, так глубоко, так всеобъемлюще, как Книга Иова.

 

«Был человек в земле Уц, имя его Иов; был человек этот непорочен, справедлив и богобоязен, и удалялся от зла...»

 

Далее книга рассказывает о внешнем благосостоянии Иова. Оно было по тому времени очень велико; Иов был владетельным человеком.

 

Была у него и большая семья: много дочерей и сыновей, что тогда считалось особым благословением Божиим; и был он в довершение всего человеком праведной, святой жизни. Вставал он утром рано, возносил молитвы не только за себя, но и за своих детей, говоря: «Может быть, кто-нибудь из моих детей согрешил перед Богом».

 

В каком-то совершенно немыслимом для нас плане зло имеет беседу с Богом. Оно говорит Богу: «Разве даром богобоязен Иов?»

 

Оно подходит с обычной для этого зла клеветой и выявляет такую мысль: «Иов богобоязен и верен не даром, он – корыстолюбец. Правда, может быть, не такой, как другие люди, которые хотят от Бог только материальных благ; он богобоязен не даром, а потому, что ты, Господь, даешь ему блага земные и выделяешь его из среды других людей. Вот он и боится потерять эти блага и прибегает к тебе. Но простри руку и коснись всего, что у него – благословит ли он Тебя?»

 

И сказал Господь Сатане: «Вот все, что у него, в руке твоей; только на

него не простирай руки твоей».

 

И вот настал день для Иова, когда начало рушиться его благосостояние, и он теряет все, чем был богат. В какое-то мгновение разлетелось по ветру то, что, на наш взгляд, составляет человеческое счастье: гибнут дети, сгорает богатство.

 

Но в этой катастрофе не погибла сыновняя душа Иова – душа, которая была всецело предана Богу.

 

«Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг главу свою и пал на землю и поклонился. И сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь взял; да будет имя Господне благословенно». «Во всем этом не согрешил Иов, – говорит книга, – и не произнес ничего неразумного о Боге».

 

«Господь дал, Господь взял», – эти великие слова вот уже несколько тысячелетий с благоговением повторяет человечество в самые высокие минуты жизни, в минуты подлинного усыновления человека Богу – в минуты познания тайны страдания.

 

Казалось бы, на этом страдания Иова должны были бы кончиться, ибо зло побеждено. Но побежденное зло не отходит: оно опять изыскивает повод, чтобы оклеветать праведника даже пред Всеведением Божиим. Оно говорит теперь так: «Все это, что исчезло у Иова, лишь внешнее, но вот коснись самого его, благословит ли он тогда Тебя?»

 

«И сказал Господь Сатане: вот он в руке твоей, только душу его сбереги» – т. е. вот он, делай с ним что хочешь, только сохрани его жизнь.

 

И вот Иов в проказе. Страшная людям болезнь постигла его. Болезнь эта и в то время лишала людей права жить в городах, селениях и общаться со здоровыми людьми.

 

«И взял Иов себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел». Скоблил, чтобы как-либо успокоить, хотя бы временно, нестерпимый зуд умирающего, заживо разлагающегося тела. И здесь приступает к Иову одно из самых страшных искушений, которое бывает более остро, чем искушение самого сатаны. Это искушение от близкого человека. Жена подходит к Иову и говорит ему: «Ты все еще тверд в непорочности своей.

Похули Бога и умри». Действительно, ужасное это искушение, но Иов говорит жене: «Ты говоришь, как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»

 

Здесь мы воочию видим удивительное состояние ветхозаветного праведника, – состояние, которое, скажем прямо, редко кому в полноте доступно даже из современных христиан. И хотя каждый верующий человек догадывается об этом состоянии и считает его высшим, но к себе не прилагает и не стремится приложить. Это состояние есть по существу своему состояние богоусыновления, когда все, все, что совершает и попускает Промысел Божий, делается для человека «своим, родным», ибо ничто внешнее не бывает без Божьего попущения.

 

И если кто-нибудь из людей может восстать на Бога из-за того, что его постигает несчастье, то этим поступком он духовно отделяет себя, отсекает от великой заботы Божией, которая выплавляет вечное из временного. Он не признает Божий мир своим миром, не чувствует, что дело мира – его дело, ибо он призван участвовать в этом деле. Иов вышел победителем всех своих несчастий, которые сопутствовали ему. Книга учит нас, как надо относиться к тем страданиям, которые посылаются нам в земной жизни.

 

Зло иногда представляется нам какой-то силой, не только противостоящей добру, но побеждающей добро. Но это только так кажется тем, кто не воспарил к небу. Облака могут скрыть солнце, но не веру в то, что оно бесконечно выше всех облаков. Только тогда, когда человек проникнется великой любовью к Богу и его бесконечному милосердию, он поймет и оправдает все свои страдания.

 

И потому нет на земле высшей красоты, чем страдания правды, нет большего сияния, чем сияние безвинного страдания. Аминь.

 

14 марта 1976 года, Калуга (рукопись)

 

 

О милосердии

 

Каждому человеку в той или иной степени свойственно проявлять чувство сострадания к окружающим его людям. Но одного врожденного и естественного для нас чувства сострадания еще недостаточно для того, чтобы ИСПОЛНЯТЬ долг христианского милосердия в отношении к ближним, т. к. это чувство безотчетно в своём проявлении и ограничено по своему объёму. Естественное чувство направлено только к тем, кто нас любит. Христианин должен быть милосерд так, как Отец Небесный.

 

Милосердие есть готовность помогать тем, кто находится в нужде и бедствии. Оно выражается в действиях, направленных на устранение несчастья, в котором оказался человек; в сострадании и соболезновании к страданию и горю других. Оно должно исходить из самых сокровенных глубин человеческого сердца.

 

Милосердие есть любовь, а истинная любовь исходит от сердца, которое трогается при взгляде на нужды и страдания других, принимает полное участие в их горе и ничего так сильно не желает, как помочь и спасти их. Человек, попавший в беду, видя сердечное расположение к нему окружающих, не отчаивается в своём горе. Он уверен, что с помощью ближних он выйдет из постигшей его беды.

 

Милосердный человек не только проявит сердечное участие и сострадание, он готов оказать деятельную помощь. Его желание – смягчить нужду и бедствие несчастных, улучшить их состояние.

 

Милосердный христианин не делает различия между нуждающимися: он готов помочь всем, кто нуждается в его помощи. Его сердце бьётся состраданием и участием, его рука готова на помощь и услугу.

 

Что же побуждает христианина быть милосердным? Прежде всего его побуждает быть милосердным Сам Отец Небесный, Который «Творит милость в тысячах любящим Его и хранящим повеления Его» (Исх. XX, 6). Не надеемся ли и мы на это милосердие? Не служит ли оно нашим утешением и прибежищем, если мы находимся в нужде и опасности; если мы невинно страдаем, и наши ближние не в силах дать нам никакого утешения.

 

Далее. Каждый человек является членом огромной семьи человечества. Это обстоятельство обязывает каждого члена этой семьи употреблять свои силы и жизнь на благо других и по возможности содействовать тому, чтобы каждый человек мог быть доволен своим состоянием и находил помощь в нужде.

 

«Кто живет для себя только, – говорит И. Златоуст, – и пренебрегает всем прочим, тот не человек и не принадлежит к нашему роду».

 

Что было бы с человечеством, если бы здоровые и крепкие не проявляли милосердия к больным и немощным; если бы никто не хотел принять под свою защиту ни гонимой невинности, ни угнетаемой праведности, ни заблудшего и падшего грешника? Пусть каждый из нас поставит себя на место несчастного и спросит самого себя! Пусть каждый предоставит решить это своему сердцу и совести! Кто тогда не почувствует себя обязанным оказывать милосердие, тот пусть не говорит, что он человек, что в груди его бьётся человеческое сердце, что он в нужде и опасности рассчитывает на человеческую помощь.

 

Аминь.

 

О благочестии

 

Соединить дела повседневной жизни с религией, сохранить истинное благочестие среди волнений деятельной, занятой жизни – самая трудная обязанность, которую должен выполнить христианин. Сравнительно легко быть благочестивым в церкви, где все мысли сосредотачиваются в атмосфере молитвы, возвышенного покоя и богослужения. Но быть благочестивым в повседневной жизни, на работе, в общении с людьми, в семье – это великая трудность в обязанностях христианина, которую должно исполнять. Ибо сказано:«Будьте прилежны в делах и усердны духом, служа Господу».

 

Религия учит быть добрым и делать добро, а для этого надо быть справедливым, преданным, чистосердечным, снисходительным, непорочным в словах, действиях и мыслях. Оставаться таким надо не только в стенах церкви, но и среди людей в миру со всеми его заботами, искушениями, честолюбиями и испытаниями, которым подвергается человек.

 

Церковь есть училище веры и свет христианской жизни, а мир – место практического приложения его. Ежедневным поведением нашим в семье, в обществе, в делах наших, в отношениях с людьми, выполняя христианские обязанности, мы еще действеннее служим делу Христову. Возвышаясь над всеми сомнительными поступками, воздерживаясь от соприкосновения с пошлостью и низостью, мы становимся внимательнее к своим речам и поведению. Мысль о Боге сделает вас более воздержанными, бескорыстными и милостивыми ко всему окружающему вас. Тогда и молитвы ваши будут пламеннее.

 

Да и вся жизнь ваша сама по себе будет беспрестанной молитвой, и мы убедимся, что заповедь апостола «Непрестанно молитесь» – есть дело простое и естественное.

 

Для тех, у кого молитва и христианское благочестие относится только к воскресеньям и праздникам, у того любовь ко Христу – еще только одно слово. Ибо великое дело – любить Христа – это не только быть готовым умереть за Него, но часто (и немаловажнее этого) – мужественно нести свой ежедневный крест и жить для Христа.

 

Как бы ни было трудно пронести через жизнь истинно христианское благочестие, мы должны помнить, что ни один человек, желающий служить Христу, не будет лишен помощи его.

 
 
Четверг, 18 января 2018
Спасительница России

Икона Божией Матери Казанская

С Ней, Спасительницей России, Нижегородское ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 году освободило Москву.

НОВОСТИ  ДНЯ
Земля Нижегородская
  • В Старопечерской церкви Нижнего Новгорода отметили престольный праздник

  • Расходы областного бюджета на выплату зарплаты учителям школ Нижнего Новгорода в 2017 году сократятся на 10%

  • В Дивееве на пожертвования будет построен памятник семье последнего русского императора

  • Производство продуктов питания выросло в Нижегородской области

  • Выставка к 130-летию фотографической деятельности Максима Дмитриева

  • Спецоперация по задержанию причастных к терроризму в НН

  • В Нижегородском регионе проходит эстафета добрых дел

  • Впервые за 10 лет бюджет Нижегородской области на 2017 году будет бездефицитным

  • В нижегородском Заксобрании выбрали руководство

  • Архиерейские богослужения на 11-13 октября

  • Митрополит Георгий принял участие в съезде игуменов и игумений монастырей РПЦ в Москве

  • Рабочее движение по новой переправе откроют уже в начале ноября

  • Ковчег с мощами святой Матроны Московской встретили в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление»

  • В Балахне прошло празднование Дня земли Балахнинской

  • Митрополит Георгий провел встречу с представителями администрации Нижнего Новгорода

  • В России
  • Путин поручил обогнать мировую экономику

  • Иностранные спецслужбы готовят кибератаки на российские банки

  • Промышленность пошла в рост за счет господдержки машиностроения

  • Правительство выделит 191 млрд рублей на высокотехнологичную медпомощь

  • Импортозамещение позволило снизить бедность

  • В Кремле вручили награды за любовь к русской культуре

  • У Кремля торжественно открыли памятник князю Владимиру

  • Сельское хозяйство вышло на прибыль

  • Депутатам урежут зарплату за прогулы

  • Правительство перераспределило средства на строительство стадионов

  • Путин озвучил мирные инициативы по Сирии и Донбассу

  • ВЦИОМ: россияне выбирают семью и успех

  • Центробанк опасается новых кредитных пузырей

  • Реформа накоплений обернется повышением пенсионного возраста

  • Что потребовал Путин в обмен на плутоний

  • Россиянам предложат альтернативную пенсию

  • Выборы в Госдуму так и не стали образцово-честными

  • Кто такая новый детский омбудсмен Анна Кузнецова

  • Резервный фон д сократился на 18% за месяц

  • Путин: вопрос о Крыме исторически закрыт

  •  

    © Фонд памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова)

    Россия, 603000, г. Нижний Новгород, пл. Максима Горького, д.1/61, лит. А

    E-mail: mitropolitfound@gmail.com; тел./факс: (831) 430 97 28

     

    Artmebius