Проповедь «О страдании»

 

Среди множества вопросов, с которыми сталкивается человек в своей повседневной жизни и которые ему приходится разрешать, наиболее трудным и сложным является вопрос о тайне человеческих страданий. Ничто так не нуждается в освещении и познании, как тайна человеческих страданий. Почему мы страдаем, почему страдаем даже тогда, когда исполняем все предписания нравственного закона? Многие старались дать ответ на этот вопрос, но ни одна философская система, ни одно произведение мировой литературы не могли разрешить его. И только христианство в одной из своих книг, называемой «Книга Иова», смогло полностью разрешить этот вопрос.

Нет ни одной книги на земле, которая подошла бы к раскрытию этой тайны страдания так просто, так глубоко, так всеобъемлюще, как Книга Иова.

«Был человек в земле Уц, имя его Иов; был человек этот непорочен, справедлив и богобоязен, и удалялся от зла...»

Далее книга рассказывает о внешнем благосостоянии Иова. Оно было по тому времени очень велико; Иов был владетельным человеком.

Была у него и большая семья: много дочерей и сыновей, что тогда считалось особым благословением Божиим; и был он в довершение всего человеком праведной, святой жизни. Вставал он утром рано, возносил молитвы не только за себя, но и за своих детей, говоря: «Может быть, кто-нибудь из моих детей согрешил перед Богом».

В каком-то совершенно немыслимом для нас плане зло имеет беседу с Богом. Оно говорит Богу: «Разве даром богобоязен Иов?»

Оно подходит с обычной для этого зла клеветой и выявляет такую мысль: «Иов богобоязен и верен не даром, он – корыстолюбец. Правда, может быть, не такой, как другие люди, которые хотят от Бог только материальных благ; он богобоязен не даром, а потому, что ты, Господь, даешь ему блага земные и выделяешь его из среды других людей. Вот он и боится потерять эти блага и прибегает к тебе. Но простри руку и коснись всего, что у него – благословит ли он Тебя?»

И сказал Господь Сатане: «Вот все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей».

И вот настал день для Иова, когда начало рушиться его благосостояние, и он теряет все, чем был богат. В какое-то мгновение разлетелось по ветру то, что, на наш взгляд, составляет человеческое счастье: гибнут дети, сгорает богатство.

Но в этой катастрофе не погибла сыновняя душа Иова – душа, которая была всецело предана Богу.

«Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг главу свою и пал на землю и поклонился. И сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь взял; да будет имя Господне благословенно». «Во всем этом не согрешил Иов, – говорит книга, – и не произнес ничего неразумного о Боге».

«Господь дал, Господь взял», – эти великие слова вот уже несколько тысячелетий с благоговением повторяет человечество в самые высокие минуты жизни, в минуты подлинного усыновления человека Богу – в минуты познания тайны страдания.

Казалось бы, на этом страдания Иова должны были бы кончиться, ибо зло побеждено. Но побежденное зло не отходит: оно опять изыскивает повод, чтобы оклеветать праведника даже пред Всеведением Божиим. Оно говорит теперь так: «Все это, что исчезло у Иова, лишь внешнее, но вот коснись самого его, благословит ли он тогда Тебя?»

«И сказал Господь Сатане: вот он в руке твоей, только душу его сбереги» – т. е. вот он, делай с ним что хочешь, только сохрани его жизнь.

И вот Иов в проказе. Страшная людям болезнь постигла его. Болезнь эта и в то время лишала людей права жить в городах, селениях и общаться со здоровыми людьми.

«И взял Иов себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел». Скоблил, чтобы как-либо успокоить, хотя бы временно, нестерпимый зуд умирающего, заживо разлагающегося тела. И здесь приступает к Иову одно из самых страшных искушений, которое бывает более остро, чем искушение самого сатаны. Это искушение от близкого человека. Жена подходит к Иову и говорит ему: «Ты все еще тверд в непорочности своей.

Похули Бога и умри». Действительно, ужасное это искушение, но Иов говорит жене: «Ты говоришь, как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»

Здесь мы воочию видим удивительное состояние ветхозаветного праведника, – состояние, которое, скажем прямо, редко кому в полноте доступно даже из современных христиан. И хотя каждый верующий человек догадывается об этом состоянии и считает его высшим, но к себе не прилагает и не стремится приложить. Это состояние есть по существу своему состояние богоусыновления, когда все, все, что совершает и попускает Промысел Божий, делается для человека «своим, родным», ибо ничто внешнее не бывает без Божьего попущения.

И если кто-нибудь из людей может восстать на Бога из-за того, что его постигает несчастье, то этим поступком он духовно отделяет себя, отсекает от великой заботы Божией, которая выплавляет вечное из временного. Он не признает Божий мир своим миром, не чувствует, что дело мира – его дело, ибо он призван участвовать в этом деле. Иов вышел победителем всех своих несчастий, которые сопутствовали ему. Книга учит нас, как надо относиться к тем страданиям, которые посылаются нам в земной жизни.

Зло иногда представляется нам какой-то силой, не только противостоящей добру, но побеждающей добро. Но это только так кажется тем, кто не воспарил к небу. Облака могут скрыть солнце, но не веру в то, что оно бесконечно выше всех облаков. Только тогда, когда человек проникнется великой любовью к Богу и его бесконечному милосердию, он поймет и оправдает все свои страдания.

И потому нет на земле высшей красоты, чем страдания правды, нет большего сияния, чем сияние безвинного страдания. Аминь.

 

14 марта 1976 года, Калуга (рукопись)

 

Принять участие в конкурсе

Загрузить файл творческих работ и аннотаций (презентационных материалов)

Допустимые форматы: pdf, jpeg, jpg, ppt, pptx, avi, mpeg4

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой по защите персональных данных