Выбор пути

Секретарь Тульской епархии Николай Кутепов

 
С фронта Николай вернулся исхудавшим, немного даже сутуловатым, с глубоко запавшими глазами. Месяцы перенесённых страданий сделали его взрослее, научили ценить жизнь и веру.
 
«Когда Владыка пришёл с фронта, он первым делом пошёл в церковь, стал часто туда ходить. Раз зашёл в алтарь, да так и остался там. Видимо, что-то было у него внутри, в душе, с самого детства. То, что отличало его от всех нас, то, что заставило его остаться в Церкви на всю жизнь», – вспоминала Римма Васильевна.
 
«Три архиерейские личности сыграли в моей жизни огромную, если не решающую, роль», – любил повторять митрополит.
Первым был архиепископ Тульский Виталий (Введенский). Владыка Николай рассказывал, что, вернувшись с войны и придя в храм во время службы архиепископа Виталия, он почувствовал в душе необычное благоговение.        

Даже уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Тульской области Гришин отзывался об архиепископе Виталии довольно лояльно: «…Об архиепископе Виталии. В своих прошлых отчётах я не раз указывал, что он проживает в Москве и только во втором квартале с. г. он, по-видимому, собирается переехать на постоянное место жительства из Москвы в Тулу, где удовлетворено его желание и создана обстановка покупкой собственного дома для Епархиального управления. Из того небольшого числа встреч с ним, особенно летом 1945 года, я вынес о нём благоприятное впечатление, но Совету фигура Виталия более известна, чем мне. Из бесед с верующими видно, что служители культа уважаются верующими, но нет к ним слепого благоговения, а в известной мере есть к ним критическое отношение, как это имело место в с. Хотуш и в др. местах».

Архиепископ Тульский Виталий (Введенский)

За недолгий срок управления епархией Владыке Виталию (Введенскому) удалось купить дом для Епархиального управления, разделить епархию на два благочиния, приобрести для поездок по епархии легковую машину, преобразовать Всесвятский кладбищенский собор в кафедральный, ускорить открытие четырех новых приходов. Самое главное для нас, Владыка Виталий заметил в храме Николая Кутепова и в конце 1944 года пригласил его стать иподиаконом. Полтора года Николай прислуживал Владыке в алтаре, но летом 1946 года Владыка Виталий был назначен архиепископом Дмитровским, викарием Московской епархии и покинул Тулу. Скончался он 25 марта 1950 года во время службы. В памяти Владыки Николая он остался на всю жизнь.

23 июля 1946 года на Тульскую кафедру указом Патриарха был назначен архиепископ Антоний (Марценко).

В саду архиерейского дома. Николай Кутепов крайний справа за спиной Владыки Антония. 1946 год
 

Отношения у Владыки Антония с исполнительной властью города, с уполномоченным Совета по делам РПЦ, с духовенством складывались непросто. Это понятно: большую часть жизни проживший за рубежом, он просто не знал нашей действительности. Прибыв в Тулу, архиепископ нанёс обязательный визит уполномоченному по делам РПЦ Гришину и попросил его о встрече с председателем горисполкома. Затем вместе с уполномоченным совершил поездку в Ясную Поляну и в соседнее село Кочаки, где должна была открыться церковь. Исполнительная власть Тулы выделила архиепископу продовольственную карточку, открыла лимит на бензин, но не могла установить телефон в его квартире. Этим тут же воспользовались. 

В ночь с 15 на 16 сентября 1946 года на дом Владыки Антония был совершён вооружённый налёт с целью ограбления. Грабители выбивали окна, двери вместе с замками, была стрельба. Шума было много, но милиция ничего не слышала.

Уполномоченный Совета по делам РПЦ Гришин докладывал в Москву: «…физического насилия к архиепископу применено не было, воры ограничились ограблением части личных вещей, причём со стула грабителями были взяты даже брюки Антония и обувь изпод кровати».

Самое печальное, что воры угнали легковую машину архиепископа Антония, предварительно сложив в неё его личные вещи.

17 сентября уполномоченный пришёл на квартиру к архиепископу, и в ходе разговора Владыка выразил удивление, что в таком большом городе, каковым является Тула, возможно существование таких вооружённых банд, сказал, что ему стали известны случаи убийства священников с целью грабежа в Тульской епархии, которые так и не были расследованы, а убийцы не понесли должного наказания. Его просьба об установлении телефона тогда так и не была удовлетворена руководством города, и он остался заложником подобных ситуаций. Всё это уполномоченный донёс до сведения руководства города.

В послевоенные годы отношения церкви и государства складывались не очень просто. Несмотря на «оттепель» в отношениях, трудности и непонимание возникали по самым разным вопросам.

Так, архиепископ Антоний вынужден был бесконечно согласовывать с председателем горисполкома списки духовенства, представленного к государственным наградам за ратный подвиг или доблестный труд в годы войны. Без согласования и утверждения он не мог послать эти списки в Патриархию. От Тульской епархии к награждению представили только семь человек, хотя можно было представить гораздо больше.

Сложности возникали и с продажей для нужд Церкви белой муки, необходимой для выпекания просфор. Управление торговли отказывалось продавать храмам муку даже по коммерческим ценам.

Запрещались выходы священнослужителям и мирянам за церковную ограду во время крестных ходов, освящение вод на Крещение на реках и озёрах. Для разъезда по епархии Владыке первоначально выделяли бензин по разнарядке руководства города, затем отказали, мотивируя тем, что бензин можно купить в любом количестве по коммерческим ценам. Дом, который был приобретён для нужд епархии и в котором жил архиепископ, находился на улице Жуковского, а она была незамощённой, по весне и осени грязь стояла такая, что машина не могла выехать из ворот. Владыка Антоний неоднократно обращал-ся к представителям власти с просьбой обустроить улицу, предлагал даже частично оплатить расходы, но понимания не находил.

Владыка Антоний с помощниками. Николай – крайний справа

Кроме этого, за Владыкой был установлен постоянный надзор: вновь назначенный на должность уполномоченного Совета по делам РПЦ Шабров должен был докладывать в Москву о его высказваниях в адрес руководства города, духовенства, жалобы на жизнь в стране и неустройство быта. Да и следственные органы не обходили Владыку своим вниманием: мало того что он был человеком из другого мира, он и приехал-то в Тулу из-за границы. Прослушивали его телефон, опрашивали духовенство и верующих, везде за ним приглядывала не одна пара глаз.

Но Владыка Антоний был умным и очень осторожным человеком. Уполномоченный докладывал в своих отчётах, что он никогда не жаловался ни ему, ни духовенству на бытовые трудности, всегда повторял, что он монах и много ему не нужно. Никогда не хвалил жизнь за рубежом. Очень лояльно высказывался в адрес властей, не уставал благодарить за малейшее внимание к своим нуждам: за установку телефона, за поимку бандитов, напугавших и ограбивших его. Был рад разрешению проблемы со свечным заводиком, снабжавшим епархию недорогими свечами, за помощь в охране порядка на улице во время Пасхального крестного хода и т. д. Основным и главным пожеланием архиепископа Антония (Марценко) к властям было разрешение открыть церкви в тех районах города и области, где это было действительно необходимо для удовлетворения нужд и пожеланий верующих.

Ужин с Владыкой Антонием

Вот к такому человеку, такому церковному руководителю попал на службу Николай Кутепов, 22-летний инвалид войны, студент третьего курса Тульского механического института. В институт он поступил в сентябре 1944 года по желанию мамы, которая всегда хотела, чтобы Николай получил высшее образование. С учёбой связана странная, на наш взгляд, история. Николай мечтал учиться в медицинском институте, но (совершенно невероятно!) испугался, что не наберёт нужных баллов, поэтому поступил в Тульский механический институт, хотя математика и физика не были его любимыми предметами. Он и не окончил институт, ушёл с третьего курса.

Римма Васильевна считала, что он оставил институт, поскольку там стало известно о посещении им храма. Сам Владыка Николай никак не объяснял причину ухода, но в одной из своих автобиографий написал, что был вынужден уйти из института, и подчеркнул это предложение жирной чертой...

Нам неизвестно, как произошло знакомство Николая с Владыкой Антонием, скорее всего, за службой, но в 1946 году тот пригласил его к себе вторым иподиаконом и секретарём. Позднее Николай станет даже келейником Владыки и будет жить в его доме. Официально Николай служил с Владыкой Антонием с 1 октября 1946 по 4 декабря 1951 года, до его ареста.

В докладных записках уполномоченный Совета по делам РПЦ называет секретаря Николая Кутепова ближайшим сослуживцем Владыки Антония, особо отмечает, что во время поездок по епархии он всегда сопровождает Владыку и даже проживает с ним в одной комнате. Владыка Антоний относился очень внимательно к своему секретарю и иподиакону. Он ходатайствовал о продлении ему регистрации паспорта, прописки, помогал с подготовкой к поступлению в Московскую духовную семинарию, много общался с ним.

Изучая фотоархив Владыки Николая и читая его переписку с Владыкой Антонием, понимаешь, какие тёплые, доверительные отношения сложились между этими людьми. Николай рано потерял отца и, естественно, тянулся к Владыке Антонию, находил в нём мудрость старшего наставника, впитывая его жизненный опыт. Владыка Антоний относился к Николаю с подлинно отцовской любовью и заботой. Человек очень сложной судьбы, сам рано осиротевший, он близко к сердцу принял скорби и горести своего молодого секретаря, делал всё возможное, чтобы скрасить его жизнь.

На завалинке вместе с молодежью

Владыка Антоний сыграл огромную роль в формировании личности Николая. Рассматривая фотографии тех лет, видишь, как менялся даже внешний облик Николая. Из худого, сутуловатого, довольно высокого молодого человека с печальными глазами он за эти годы постепенно превратился в очень интересного, внутренне спокойного, уверенного в себе юношу с пытливым взглядом, одетого красиво, даже щеголевато. Костюм, шляпа, галстук и едва уловимая улыбка в уголках губ.

Владыка Антоний много лет служил за границей, был знаком со многими образованнейшими людьми своего времени, владел иностранными языками, хорошо разбирался в музыке, литературе, имел большую коллекцию пластинок, патефон. Именно он познакомил Николая с классической музыкой и научил понимать и любить её. При этом в быту и в общении он был чрезвычайно прост. Мог спокойно с молодёжью и на завалинке посидеть.

Сам быт и жизнь Владыки Антония формировали вкусы и привязанности Николая и оказали влияние на всю его дальнейшую жизнь. Именно Владыке Антонию он стал подражать в быту, когда достиг его возраста.

Но всё это касается только внешних признаков, а главным было то, что служение и общение с Владыкой Антонием духовно обогащали Николая, укрепляли в вере, в решении пойти таким же путём, стать монахом, если будет на то воля Божия. Как важно в юности встретить на своём пути учителя, духовного наставника, который поможет разобраться в себе самом, подскажет именно твой путь, послужит примером!

В саду с Владыкой Антонием

Оставив институт, Николай стал готовить себя к поступлению в Московскую духовную семинарию. Живя и служа в Туле, он под руководством кандидата богословия А. И. Краснопевцева в 1950 году поступил сразу в третий класс МДС. Выбор был сделан, и Николай пошёл по пути церковного служения. Казалось, что всё сложилось, что и дальше будет всё хорошо: рядом дом, родные, духовный наставник и руководитель, учёба там, где мечтал, к чему готовился, но всё оборвалось в один момент.

Арест Владыки Антония потряс Николая, перевернул его жизнь. Карательные органы Тулы длительное время собирали компрометирующий материал на 64-летнего архиерея, становящегося всё более авторитетным в глазах местного населения. Читая отчёты уполномоченного Совета по делам РПЦ, поражаешься числу осведомителей, которые докладывали о каждом шаге управляющего епархией. Всё, что он говорил на проповедях, за обеденным столом, в кругу священнослужителей, – буквально всё докладывалось уполномоченному, а тот сообщал выше по инстанции. Слова Владыки передёргивались, им придавался совсем иной смысл, из священнослужителя делали иностранного шпиона, воспевающего жизнь на Западе, стяжателя и корыстолюбца, жадного до денег, сибарита, объедающегося дефицитными продуктами на фоне нищенства народа. Эту информацию невзначай, доверительно сообщали священнослужителям и простым верующим, возбуждая в них раздражение и неприязнь к своему духовному руководителю. В декабре 1951 года следственные органы приняли постановление об аресте Владыки Антония.

Пострадали в большей или меньшей степени все близкие к Владыке Антонию люди, в их числе был и секретарь Николай Кутепов. Спустя годы, будучи уже маститым архиереем, Владыка мог спокойно рассказывать о том, как его месяц держали под «домашним арестом». В 9 утра он должен был являться в органы госбезопасности и сидел в коридоре до двух часов ночи, затем всю ночь продолжался допрос, а утром всё начиналось сначала. Владыка говорил, что с него спрос был маленький, что он за величина! Тем более участник и инвалид войны, награждённый. Он держался спокойно, и через месяц его отпустили. Но сколько нервов на самом деле стоили ему эти допросы! Ему было только 27 лет! Если в период «потепления» осмелились посадить архиепископа, то что стоило посадить его секретаря!

Владыка Антоний был сослан в лагерь сроком на 25 лет. Более старшие и авторитетные люди взялись хлопотать о его освобождении, но дело продвигалось настолько медленно, что Николай терял терпение. Он не допускал мысли, что Владыка Антоний может погибнуть в лагере, надеялся на скорую встречу, готовился ехать за ним в лагерь, посылал посылки, предлагал свою помощь. Об этом мы узнаём из переписки Николая со своим духовным наставником. Эти письма заставляют новыми глазами посмотреть на Николая Кутепова, раскрывая его как очень искреннего, чуткого, заботливого и любящего человека. Переписка продолжалась почти три долгих года: Николай успел окончить семинарию, уехал служить в Вологодскую епархию, поступил на заочное отделение Ленинградской духовной академии.

Им, к сожалению, не суждено было свидеться. Когда казалось, что всё закончилось, несправедливый приговор отменён, дело закрыто, можно покинуть лагерь, сердце 67-летнего архиепископа не выдержало, и он ушёл в мир иной. Он пробыл в заключении ровно три года – с 4 декабря 1951 до 19 декабря 1954 года.

Для Владыки Николая он на всю жизнь остался самым близким по духу человеком, примером личной стойкости, мужества, верности Христу в страшные годы гонений на Церковь.

Принять участие в конкурсе

Загрузить файл творческих работ и аннотаций (презентационных материалов)

Допустимые форматы: pdf, jpeg, jpg, ppt, pptx, avi, mpeg4

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой по защите персональных данных