«Ваше преподобие»

18 марта исполняется 20 лет со дня кончины Великой Нижегородской Старицы, схимонахини Марии (Кудиновой). К ней за советом, как жить дальше, как жить с Богом, обращались и простые миряне, и священники. И её простые советы, её предсказания успокаивали людей. Как бы рассказывая о себе, матушка помогала разобраться в сложных житейских вопросах. Самое главное, она учила людей жить по-христиански, потому что многие не знали азов.

Она прожила 93 года. Родилась в городе Чистополе в 1907 году. Была участницей войны на Халхин-Голе в 1939 году. А затем монашество. Её первым духовным отцом был преподобный Кукша, Одесский чудотворец. Его чёточки матушка бережно хранила всю свою жизнь. Для неё это была святыня.

Тридцать лет матушка работала просфорницей и алтарницей в Печерской церкви города Нижнего Новгорода. Её домик, который находился рядом с храмом, был всегда открыт для тех, кто нуждался в её совете или утешении.

Помню, как она наставляла одну женщину: «Муж – вот (она поднимала свой посошок вверх), а жена – вот (она опускала посошок на голову ниже)».

За границу ездить не советовала. «Наденька, – вопрошала она свою приёмную дочь, ставшую монахиней, – какое слово там написано? Там магия».

Всем приходящим советовала чаще причащаться, и всегда радовалась, когда видела в храме много причастников.

Уже в преклонные годы по благословению Митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) поехала восстанавливать Макарьев монастырь на Волге. А разруха там была страшная. Собирала вещи для монастыря, утешала сестёр.

Молитвенница была упорная. Спала по два-три часа. Но других ругала, что молятся по ночам. Говорила, что подвиг надо брать по силам. Рассказывают такой случай. Один человек восстанавливал храм, а сам был некрещеный. Матушка за него стала молиться. И все спрашивала: «Как там Владимир-то, ещё не крестился?» И ведь покрестился, а потом и повенчался со своей супругой, которая просила за него матушку.

Спасала людей от смерти, посылая знак в самую ответственную минуту. «Богородицу читай», – звучал её голос. Человек делает с этой молитвой два шага вперед, а сзади него падает железобетонная балка.

В вопросах воспитания детей была строга: «Палкой, палкой (это когда дети не слушались родителей), а еще на суп и воду. Будут слушаться».

Тушила пожар, являясь в духе в самый опасный момент. Молилась об исцелении людей. Женщина, которой должны были делать операцию (вырезать опухоль) после общения с матушкой и после её молитв стала здоровой.

Ещё когда была девушкой, удостоилась встречи с преподобным Серафимом Саровским. Перед её кончиной к ней в келью Сама Пресвятая Богородица приходила. А когда почила, душа её в огненном шаре восходила величиной с футбольный мяч.

Все эти случаи описываются в недавно вышедшей в издательстве «Дятловы горы» книге члена Союза писателей России Марии Сухоруковой «Ваше преподобие. О Великой Нижегородской Старице, схимонахине Марии (Кудиновой)». Это исправленное и дополненное издание книги Марии Сухоруковой «Царская Незабудка», изданной благотворительным фондом «Меценат» в 2003 году. Книга состоит из двух частей. Первая часть – жизнеописание схимонахини Марии, её высказывания и воспоминания о ней Марии Сухоруковой, духовной дочери схимонахини Марии. Вторая часть – воспоминания духовных чад матушки Марии. Среди них и священники, и монахини, и миряне.

В этом году поминали матушку Марию в Прощёное Воскресенье, 14 марта. Панихиду вёл Епископ Лысковский и Лукояновский Силуан (Глазкин). Владыка Силуан, следуя примеру Митрополита Тихона (Шевкунова), который объявил о сборе материалов для прославления Старца Иоанна (Крестьянкина), объявил о собирании материалов для прославления схимонахини Марии (Кудиновой).

Нам с автором книги, поэтом Марией Сухоруковой, ещё в начале 2000 годов было передано мнение известного Старца, протоиерея Николая Гурьянова: «А вашу матушку прославят в ближайшее время, как блаженную Матрону Московскую».

Матушку Марию отличали такие качества, как терпение и любовь к людям. Она говорила: «Моисей терпел, Елисей терпел, терпел Илия, потерплю же и я». А ещё её отличало смирение. Себя она уничижала и называла себя «дурочкой». А потом добавляла: «Слушайте меня, дурочку, умными станете».

После своей кончины матушка стала являть чудеса. Когда мы с Марией Сухоруковой собирали материалы о матушке, воспоминания её чад, она напоминала о себе неземными ароматами. Привезли в Нижний Новгород чудотворную Почаевскую икону Божией Матери. А матушка Мария стала именно в Почаеве монахиней. Стоим с портретом матушки у храма Вознесения Господня Печерского монастыря, где находилась икона Богородицы. Идёт игумения Дивеевского монастыря матушка Сергия. И вдруг начинается такое сильное благоухание, словно накачивали насосом благоуханный аромат. У меня в квартире этот резкий аромат стоял три дня, даже глаза резало от силы этого аромата.

По молитвам матушки Марии в июле 2000 года состоялся исторический Крестный ход «Покаяние за Царя», когда Царь Николай II и Вся Царская Семья еще не были прославлены. Мария Сухорукова описывает в своей книге такой сон. Она видит матушку Марию в Царском Дворце вместе с Царем Николаем и Царицей Александрой Федоровной.

Матушка Мария была умелой портнихой, шила облачения священникам и игумениям, когда при храмах ещё не было швейных мастерских. Ей не надо было никаких выкроек. Как сказала одна женщина-конструктор: «Возьмёт и нарисует».

А величие нашей матушки заключалось в том, что она брала на себя чужие грехи, отчего и болела. Вымаливала людей. А чтобы враг рода человеческого не подступал, носила власяницу.

Своей молитвой помогала нам с поэтом Марией Сухоруковой издавать книги. Давала свои сто рублей и говорила: «Буду молиться на кошелек». И приучала нас собирать пожертвования на издание книг по сто, по двести, по триста рублей. А затем и большие пожертвования присылал Господь. Вот так книжечки и выходили.

Не любила безблагодатные иконы. Говорила: «Убери». Любила слушать стихи. И поэта Марию Сухорукову называла: «Пушкин».

Сокрушалась, когда неправильно относились к Старцу Григорию Ефимовичу Распутину. Говорила про него так: «Человек Божий. Дан был Алешеньке для утешения».

Особенно почитала Старца Иеронима Санаксарского, ездила к нему причащаться. И наставляла нас: «Слушайте, что Старцы говорят». Последним её духовным отцом был отец Наум (Байбородин). Рассказывают, что они с ним общались, молча, на мысленном уровне.

Другом матушки Марии был схиигумен Савва (Остапенко), который в своей молодости обращался к ней за советом. На что она ему ответила: «Во все углы не гляди. Куда ходишь, туда и ходи». А ходил он тогда на работу и в храм.

По матушкиным молитвам был прославлен схимонах Иоасаф Печерский.

Для защиты от нечистых сил советовала читать молитву святого Иоанна Кронштадтского: «Всуе ты трудишься надо мной, падший архистратиг. Я – раба Господа Иисуса Христа, ты же превознесенная гордыня, так усиленно борешься со мною, слабой».

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) обращался к матушке Марии: «Ваше преподобие». Именно так и называется новое издание книги, к сожалению, ныне покойной Марии Сухоруковой «Ваше преподобие». Книга подготовлена к изданию благотворительным фондом «Меценат» и издана на пожертвования тех, кто любил творчество талантливого русского поэта Марии Сухоруковой.

И начинается книга стихотворением Марии Сухоруковой, посвящённым матушке Марии, «Ваше преподобие».

Всем сообщить спешу скорей,

Пока в телесной робе я:

«Вас называл архиерей –

Ваше преподобие».

 

Через него изрек Сам Бог

Истину, а не подобие,

Слова, что счастье средь тревог:

«Ваше преподобие».

 

И вот звучит, что дивный гимн,

Где Ваши крест, надгробие,

Подобны Вы родным святым,

Ваше преподобие.

 

Несу Ваш образ каждым днем

В душе, в ее утробе я.

Марию-матушку зовем:

«Ваше преподобие».

Ирина Александровна Высоцкая, директор благотворительного фонда «Меценат», духовная дочь схимонахини Марии (Кудиновой)

18 марта исполняется 20 лет со дня кончины Великой Нижегородской Старицы, схимонахини Марии (Кудиновой). К ней за советом, как жить дальше, как жить с Богом, обращались и простые миряне, и священники. И её простые советы, её предсказания успокаивали людей. Как бы рассказывая о себе, матушка помогала разобраться в сложных житейских вопросах. Самое главное, она учила людей жить по-христиански, потому что многие не знали азов.

Она прожила 93 года. Родилась в городе Чистополе в 1907 году. Была участницей войны на Халхин-Голе в 1939 году. А затем монашество. Её первым духовным отцом был преподобный Кукша, Одесский чудотворец. Его чёточки матушка бережно хранила всю свою жизнь. Для неё это была святыня.

Тридцать лет матушка работала просфорницей и алтарницей в Печерской церкви города Нижнего Новгорода. Её домик, который находился рядом с храмом, был всегда открыт для тех, кто нуждался в её совете или утешении.

Помню, как она наставляла одну женщину: «Муж – вот (она поднимала свой посошок вверх), а жена – вот (она опускала посошок на голову ниже)».

За границу ездить не советовала. «Наденька, – вопрошала она свою приёмную дочь, ставшую монахиней, – какое слово там написано? Там магия».

Всем приходящим советовала чаще причащаться, и всегда радовалась, когда видела в храме много причастников.

Уже в преклонные годы по благословению Митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) поехала восстанавливать Макарьев монастырь на Волге. А разруха там была страшная. Собирала вещи для монастыря, утешала сестёр.

Молитвенница была упорная. Спала по два-три часа. Но других ругала, что молятся по ночам. Говорила, что подвиг надо брать по силам. Рассказывают такой случай. Один человек восстанавливал храм, а сам был некрещеный. Матушка за него стала молиться. И все спрашивала: «Как там Владимир-то, ещё не крестился?» И ведь покрестился, а потом и повенчался со своей супругой, которая просила за него матушку.

Спасала людей от смерти, посылая знак в самую ответственную минуту. «Богородицу читай», – звучал её голос. Человек делает с этой молитвой два шага вперед, а сзади него падает железобетонная балка.

В вопросах воспитания детей была строга: «Палкой, палкой (это когда дети не слушались родителей), а еще на суп и воду. Будут слушаться».

Тушила пожар, являясь в духе в самый опасный момент. Молилась об исцелении людей. Женщина, которой должны были делать операцию (вырезать опухоль) после общения с матушкой и после её молитв стала здоровой.

Ещё когда была девушкой, удостоилась встречи с преподобным Серафимом Саровским. Перед её кончиной к ней в келью Сама Пресвятая Богородица приходила. А когда почила, душа её в огненном шаре восходила величиной с футбольный мяч.

Все эти случаи описываются в недавно вышедшей в издательстве «Дятловы горы» книге члена Союза писателей России Марии Сухоруковой «Ваше преподобие. О Великой Нижегородской Старице, схимонахине Марии (Кудиновой)». Это исправленное и дополненное издание книги Марии Сухоруковой «Царская Незабудка», изданной благотворительным фондом «Меценат» в 2003 году. Книга состоит из двух частей. Первая часть – жизнеописание схимонахини Марии, её высказывания и воспоминания о ней Марии Сухоруковой, духовной дочери схимонахини Марии. Вторая часть – воспоминания духовных чад матушки Марии. Среди них и священники, и монахини, и миряне.

В этом году поминали матушку Марию в Прощёное Воскресенье, 14 марта. Панихиду вёл Епископ Лысковский и Лукояновский Силуан (Глазкин). Владыка Силуан, следуя примеру Митрополита Тихона (Шевкунова), который объявил о сборе материалов для прославления Старца Иоанна (Крестьянкина), объявил о собирании материалов для прославления схимонахини Марии (Кудиновой).

Нам с автором книги, поэтом Марией Сухоруковой, ещё в начале 2000 годов было передано мнение известного Старца, протоиерея Николая Гурьянова: «А вашу матушку прославят в ближайшее время, как блаженную Матрону Московскую».

Матушку Марию отличали такие качества, как терпение и любовь к людям. Она говорила: «Моисей терпел, Елисей терпел, терпел Илия, потерплю же и я». А ещё её отличало смирение. Себя она уничижала и называла себя «дурочкой». А потом добавляла: «Слушайте меня, дурочку, умными станете».

После своей кончины матушка стала являть чудеса. Когда мы с Марией Сухоруковой собирали материалы о матушке, воспоминания её чад, она напоминала о себе неземными ароматами. Привезли в Нижний Новгород чудотворную Почаевскую икону Божией Матери. А матушка Мария стала именно в Почаеве монахиней. Стоим с портретом матушки у храма Вознесения Господня Печерского монастыря, где находилась икона Богородицы. Идёт игумения Дивеевского монастыря матушка Сергия. И вдруг начинается такое сильное благоухание, словно накачивали насосом благоуханный аромат. У меня в квартире этот резкий аромат стоял три дня, даже глаза резало от силы этого аромата.

По молитвам матушки Марии в июле 2000 года состоялся исторический Крестный ход «Покаяние за Царя», когда Царь Николай II и Вся Царская Семья еще не были прославлены. Мария Сухорукова описывает в своей книге такой сон. Она видит матушку Марию в Царском Дворце вместе с Царем Николаем и Царицей Александрой Федоровной.

Матушка Мария была умелой портнихой, шила облачения священникам и игумениям, когда при храмах ещё не было швейных мастерских. Ей не надо было никаких выкроек. Как сказала одна женщина-конструктор: «Возьмёт и нарисует».

А величие нашей матушки заключалось в том, что она брала на себя чужие грехи, отчего и болела. Вымаливала людей. А чтобы враг рода человеческого не подступал, носила власяницу.

Своей молитвой помогала нам с поэтом Марией Сухоруковой издавать книги. Давала свои сто рублей и говорила: «Буду молиться на кошелек». И приучала нас собирать пожертвования на издание книг по сто, по двести, по триста рублей. А затем и большие пожертвования присылал Господь. Вот так книжечки и выходили.

Не любила безблагодатные иконы. Говорила: «Убери». Любила слушать стихи. И поэта Марию Сухорукову называла: «Пушкин».

Сокрушалась, когда неправильно относились к Старцу Григорию Ефимовичу Распутину. Говорила про него так: «Человек Божий. Дан был Алешеньке для утешения».

Особенно почитала Старца Иеронима Санаксарского, ездила к нему причащаться. И наставляла нас: «Слушайте, что Старцы говорят». Последним её духовным отцом был отец Наум (Байбородин). Рассказывают, что они с ним общались, молча, на мысленном уровне.

Другом матушки Марии был схиигумен Савва (Остапенко), который в своей молодости обращался к ней за советом. На что она ему ответила: «Во все углы не гляди. Куда ходишь, туда и ходи». А ходил он тогда на работу и в храм.

По матушкиным молитвам был прославлен схимонах Иоасаф Печерский.

Для защиты от нечистых сил советовала читать молитву святого Иоанна Кронштадтского: «Всуе ты трудишься надо мной, падший архистратиг. Я – раба Господа Иисуса Христа, ты же превознесенная гордыня, так усиленно борешься со мною, слабой».

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) обращался к матушке Марии: «Ваше преподобие». Именно так и называется новое издание книги, к сожалению, ныне покойной Марии Сухоруковой «Ваше преподобие». Книга подготовлена к изданию благотворительным фондом «Меценат» и издана на пожертвования тех, кто любил творчество талантливого русского поэта Марии Сухоруковой.

И начинается книга стихотворением Марии Сухоруковой, посвящённым матушке Марии, «Ваше преподобие».

Всем сообщить спешу скорей,

Пока в телесной робе я:

«Вас называл архиерей –

Ваше преподобие».

 

Через него изрек Сам Бог

Истину, а не подобие,

Слова, что счастье средь тревог:

«Ваше преподобие».

 

И вот звучит, что дивный гимн,

Где Ваши крест, надгробие,

Подобны Вы родным святым,

Ваше преподобие.

 

Несу Ваш образ каждым днем

В душе, в ее утробе я.

Марию-матушку зовем:

«Ваше преподобие».

Ирина Александровна Высоцкая, директор благотворительного фонда «Меценат», духовная дочь схимонахини Марии (Кудиновой)

18 марта исполняется 20 лет со дня кончины Великой Нижегородской Старицы, схимонахини Марии (Кудиновой). К ней за советом, как жить дальше, как жить с Богом, обращались и простые миряне, и священники. И её простые советы, её предсказания успокаивали людей. Как бы рассказывая о себе, матушка помогала разобраться в сложных житейских вопросах. Самое главное, она учила людей жить по-христиански, потому что многие не знали азов.

Она прожила 93 года. Родилась в городе Чистополе в 1907 году. Была участницей войны на Халхин-Голе в 1939 году. А затем монашество. Её первым духовным отцом был преподобный Кукша, Одесский чудотворец. Его чёточки матушка бережно хранила всю свою жизнь. Для неё это была святыня.

Тридцать лет матушка работала просфорницей и алтарницей в Печерской церкви города Нижнего Новгорода. Её домик, который находился рядом с храмом, был всегда открыт для тех, кто нуждался в её совете или утешении.

Помню, как она наставляла одну женщину: «Муж – вот (она поднимала свой посошок вверх), а жена – вот (она опускала посошок на голову ниже)».

За границу ездить не советовала. «Наденька, – вопрошала она свою приёмную дочь, ставшую монахиней, – какое слово там написано? Там магия».

Всем приходящим советовала чаще причащаться, и всегда радовалась, когда видела в храме много причастников.

Уже в преклонные годы по благословению Митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) поехала восстанавливать Макарьев монастырь на Волге. А разруха там была страшная. Собирала вещи для монастыря, утешала сестёр.

Молитвенница была упорная. Спала по два-три часа. Но других ругала, что молятся по ночам. Говорила, что подвиг надо брать по силам. Рассказывают такой случай. Один человек восстанавливал храм, а сам был некрещеный. Матушка за него стала молиться. И все спрашивала: «Как там Владимир-то, ещё не крестился?» И ведь покрестился, а потом и повенчался со своей супругой, которая просила за него матушку.

Спасала людей от смерти, посылая знак в самую ответственную минуту. «Богородицу читай», – звучал её голос. Человек делает с этой молитвой два шага вперед, а сзади него падает железобетонная балка.

В вопросах воспитания детей была строга: «Палкой, палкой (это когда дети не слушались родителей), а еще на суп и воду. Будут слушаться».

Тушила пожар, являясь в духе в самый опасный момент. Молилась об исцелении людей. Женщина, которой должны были делать операцию (вырезать опухоль) после общения с матушкой и после её молитв стала здоровой.

Ещё когда была девушкой, удостоилась встречи с преподобным Серафимом Саровским. Перед её кончиной к ней в келью Сама Пресвятая Богородица приходила. А когда почила, душа её в огненном шаре восходила величиной с футбольный мяч.

Все эти случаи описываются в недавно вышедшей в издательстве «Дятловы горы» книге члена Союза писателей России Марии Сухоруковой «Ваше преподобие. О Великой Нижегородской Старице, схимонахине Марии (Кудиновой)». Это исправленное и дополненное издание книги Марии Сухоруковой «Царская Незабудка», изданной благотворительным фондом «Меценат» в 2003 году. Книга состоит из двух частей. Первая часть – жизнеописание схимонахини Марии, её высказывания и воспоминания о ней Марии Сухоруковой, духовной дочери схимонахини Марии. Вторая часть – воспоминания духовных чад матушки Марии. Среди них и священники, и монахини, и миряне.

В этом году поминали матушку Марию в Прощёное Воскресенье, 14 марта. Панихиду вёл Епископ Лысковский и Лукояновский Силуан (Глазкин). Владыка Силуан, следуя примеру Митрополита Тихона (Шевкунова), который объявил о сборе материалов для прославления Старца Иоанна (Крестьянкина), объявил о собирании материалов для прославления схимонахини Марии (Кудиновой).

Нам с автором книги, поэтом Марией Сухоруковой, ещё в начале 2000 годов было передано мнение известного Старца, протоиерея Николая Гурьянова: «А вашу матушку прославят в ближайшее время, как блаженную Матрону Московскую».

Матушку Марию отличали такие качества, как терпение и любовь к людям. Она говорила: «Моисей терпел, Елисей терпел, терпел Илия, потерплю же и я». А ещё её отличало смирение. Себя она уничижала и называла себя «дурочкой». А потом добавляла: «Слушайте меня, дурочку, умными станете».

После своей кончины матушка стала являть чудеса. Когда мы с Марией Сухоруковой собирали материалы о матушке, воспоминания её чад, она напоминала о себе неземными ароматами. Привезли в Нижний Новгород чудотворную Почаевскую икону Божией Матери. А матушка Мария стала именно в Почаеве монахиней. Стоим с портретом матушки у храма Вознесения Господня Печерского монастыря, где находилась икона Богородицы. Идёт игумения Дивеевского монастыря матушка Сергия. И вдруг начинается такое сильное благоухание, словно накачивали насосом благоуханный аромат. У меня в квартире этот резкий аромат стоял три дня, даже глаза резало от силы этого аромата.

По молитвам матушки Марии в июле 2000 года состоялся исторический Крестный ход «Покаяние за Царя», когда Царь Николай II и Вся Царская Семья еще не были прославлены. Мария Сухорукова описывает в своей книге такой сон. Она видит матушку Марию в Царском Дворце вместе с Царем Николаем и Царицей Александрой Федоровной.

Матушка Мария была умелой портнихой, шила облачения священникам и игумениям, когда при храмах ещё не было швейных мастерских. Ей не надо было никаких выкроек. Как сказала одна женщина-конструктор: «Возьмёт и нарисует».

А величие нашей матушки заключалось в том, что она брала на себя чужие грехи, отчего и болела. Вымаливала людей. А чтобы враг рода человеческого не подступал, носила власяницу.

Своей молитвой помогала нам с поэтом Марией Сухоруковой издавать книги. Давала свои сто рублей и говорила: «Буду молиться на кошелек». И приучала нас собирать пожертвования на издание книг по сто, по двести, по триста рублей. А затем и большие пожертвования присылал Господь. Вот так книжечки и выходили.

Не любила безблагодатные иконы. Говорила: «Убери». Любила слушать стихи. И поэта Марию Сухорукову называла: «Пушкин».

Сокрушалась, когда неправильно относились к Старцу Григорию Ефимовичу Распутину. Говорила про него так: «Человек Божий. Дан был Алешеньке для утешения».

Особенно почитала Старца Иеронима Санаксарского, ездила к нему причащаться. И наставляла нас: «Слушайте, что Старцы говорят». Последним её духовным отцом был отец Наум (Байбородин). Рассказывают, что они с ним общались, молча, на мысленном уровне.

Другом матушки Марии был схиигумен Савва (Остапенко), который в своей молодости обращался к ней за советом. На что она ему ответила: «Во все углы не гляди. Куда ходишь, туда и ходи». А ходил он тогда на работу и в храм.

По матушкиным молитвам был прославлен схимонах Иоасаф Печерский.

Для защиты от нечистых сил советовала читать молитву святого Иоанна Кронштадтского: «Всуе ты трудишься надо мной, падший архистратиг. Я – раба Господа Иисуса Христа, ты же превознесенная гордыня, так усиленно борешься со мною, слабой».

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) обращался к матушке Марии: «Ваше преподобие». Именно так и называется новое издание книги, к сожалению, ныне покойной Марии Сухоруковой «Ваше преподобие». Книга подготовлена к изданию благотворительным фондом «Меценат» и издана на пожертвования тех, кто любил творчество талантливого русского поэта Марии Сухоруковой.

И начинается книга стихотворением Марии Сухоруковой, посвящённым матушке Марии, «Ваше преподобие».

Всем сообщить спешу скорей,

Пока в телесной робе я:

«Вас называл архиерей –

Ваше преподобие».

 

Через него изрек Сам Бог

Истину, а не подобие,

Слова, что счастье средь тревог:

«Ваше преподобие».

 

И вот звучит, что дивный гимн,

Где Ваши крест, надгробие,

Подобны Вы родным святым,

Ваше преподобие.

 

Несу Ваш образ каждым днем

В душе, в ее утробе я.

Марию-матушку зовем:

«Ваше преподобие».

Ирина Александровна Высоцкая, директор благотворительного фонда «Меценат», духовная дочь схимонахини Марии (Кудиновой)

18 марта исполняется 20 лет со дня кончины Великой Нижегородской Старицы, схимонахини Марии (Кудиновой). К ней за советом, как жить дальше, как жить с Богом, обращались и простые миряне, и священники. И её простые советы, её предсказания успокаивали людей. Как бы рассказывая о себе, матушка помогала разобраться в сложных житейских вопросах. Самое главное, она учила людей жить по-христиански, потому что многие не знали азов.

Она прожила 93 года. Родилась в городе Чистополе в 1907 году. Была участницей войны на Халхин-Голе в 1939 году. А затем монашество. Её первым духовным отцом был преподобный Кукша, Одесский чудотворец. Его чёточки матушка бережно хранила всю свою жизнь. Для неё это была святыня.

Тридцать лет матушка работала просфорницей и алтарницей в Печерской церкви города Нижнего Новгорода. Её домик, который находился рядом с храмом, был всегда открыт для тех, кто нуждался в её совете или утешении.

Помню, как она наставляла одну женщину: «Муж – вот (она поднимала свой посошок вверх), а жена – вот (она опускала посошок на голову ниже)».

За границу ездить не советовала. «Наденька, – вопрошала она свою приёмную дочь, ставшую монахиней, – какое слово там написано? Там магия».

Всем приходящим советовала чаще причащаться, и всегда радовалась, когда видела в храме много причастников.

Уже в преклонные годы по благословению Митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) поехала восстанавливать Макарьев монастырь на Волге. А разруха там была страшная. Собирала вещи для монастыря, утешала сестёр.

Молитвенница была упорная. Спала по два-три часа. Но других ругала, что молятся по ночам. Говорила, что подвиг надо брать по силам. Рассказывают такой случай. Один человек восстанавливал храм, а сам был некрещеный. Матушка за него стала молиться. И все спрашивала: «Как там Владимир-то, ещё не крестился?» И ведь покрестился, а потом и повенчался со своей супругой, которая просила за него матушку.

Спасала людей от смерти, посылая знак в самую ответственную минуту. «Богородицу читай», – звучал её голос. Человек делает с этой молитвой два шага вперед, а сзади него падает железобетонная балка.

В вопросах воспитания детей была строга: «Палкой, палкой (это когда дети не слушались родителей), а еще на суп и воду. Будут слушаться».

Тушила пожар, являясь в духе в самый опасный момент. Молилась об исцелении людей. Женщина, которой должны были делать операцию (вырезать опухоль) после общения с матушкой и после её молитв стала здоровой.

Ещё когда была девушкой, удостоилась встречи с преподобным Серафимом Саровским. Перед её кончиной к ней в келью Сама Пресвятая Богородица приходила. А когда почила, душа её в огненном шаре восходила величиной с футбольный мяч.

Все эти случаи описываются в недавно вышедшей в издательстве «Дятловы горы» книге члена Союза писателей России Марии Сухоруковой «Ваше преподобие. О Великой Нижегородской Старице, схимонахине Марии (Кудиновой)». Это исправленное и дополненное издание книги Марии Сухоруковой «Царская Незабудка», изданной благотворительным фондом «Меценат» в 2003 году. Книга состоит из двух частей. Первая часть – жизнеописание схимонахини Марии, её высказывания и воспоминания о ней Марии Сухоруковой, духовной дочери схимонахини Марии. Вторая часть – воспоминания духовных чад матушки Марии. Среди них и священники, и монахини, и миряне.

В этом году поминали матушку Марию в Прощёное Воскресенье, 14 марта. Панихиду вёл Епископ Лысковский и Лукояновский Силуан (Глазкин). Владыка Силуан, следуя примеру Митрополита Тихона (Шевкунова), который объявил о сборе материалов для прославления Старца Иоанна (Крестьянкина), объявил о собирании материалов для прославления схимонахини Марии (Кудиновой).

Нам с автором книги, поэтом Марией Сухоруковой, ещё в начале 2000 годов было передано мнение известного Старца, протоиерея Николая Гурьянова: «А вашу матушку прославят в ближайшее время, как блаженную Матрону Московскую».

Матушку Марию отличали такие качества, как терпение и любовь к людям. Она говорила: «Моисей терпел, Елисей терпел, терпел Илия, потерплю же и я». А ещё её отличало смирение. Себя она уничижала и называла себя «дурочкой». А потом добавляла: «Слушайте меня, дурочку, умными станете».

После своей кончины матушка стала являть чудеса. Когда мы с Марией Сухоруковой собирали материалы о матушке, воспоминания её чад, она напоминала о себе неземными ароматами. Привезли в Нижний Новгород чудотворную Почаевскую икону Божией Матери. А матушка Мария стала именно в Почаеве монахиней. Стоим с портретом матушки у храма Вознесения Господня Печерского монастыря, где находилась икона Богородицы. Идёт игумения Дивеевского монастыря матушка Сергия. И вдруг начинается такое сильное благоухание, словно накачивали насосом благоуханный аромат. У меня в квартире этот резкий аромат стоял три дня, даже глаза резало от силы этого аромата.

По молитвам матушки Марии в июле 2000 года состоялся исторический Крестный ход «Покаяние за Царя», когда Царь Николай II и Вся Царская Семья еще не были прославлены. Мария Сухорукова описывает в своей книге такой сон. Она видит матушку Марию в Царском Дворце вместе с Царем Николаем и Царицей Александрой Федоровной.

Матушка Мария была умелой портнихой, шила облачения священникам и игумениям, когда при храмах ещё не было швейных мастерских. Ей не надо было никаких выкроек. Как сказала одна женщина-конструктор: «Возьмёт и нарисует».

А величие нашей матушки заключалось в том, что она брала на себя чужие грехи, отчего и болела. Вымаливала людей. А чтобы враг рода человеческого не подступал, носила власяницу.

Своей молитвой помогала нам с поэтом Марией Сухоруковой издавать книги. Давала свои сто рублей и говорила: «Буду молиться на кошелек». И приучала нас собирать пожертвования на издание книг по сто, по двести, по триста рублей. А затем и большие пожертвования присылал Господь. Вот так книжечки и выходили.

Не любила безблагодатные иконы. Говорила: «Убери». Любила слушать стихи. И поэта Марию Сухорукову называла: «Пушкин».

Сокрушалась, когда неправильно относились к Старцу Григорию Ефимовичу Распутину. Говорила про него так: «Человек Божий. Дан был Алешеньке для утешения».

Особенно почитала Старца Иеронима Санаксарского, ездила к нему причащаться. И наставляла нас: «Слушайте, что Старцы говорят». Последним её духовным отцом был отец Наум (Байбородин). Рассказывают, что они с ним общались, молча, на мысленном уровне.

Другом матушки Марии был схиигумен Савва (Остапенко), который в своей молодости обращался к ней за советом. На что она ему ответила: «Во все углы не гляди. Куда ходишь, туда и ходи». А ходил он тогда на работу и в храм.

По матушкиным молитвам был прославлен схимонах Иоасаф Печерский.

Для защиты от нечистых сил советовала читать молитву святого Иоанна Кронштадтского: «Всуе ты трудишься надо мной, падший архистратиг. Я – раба Господа Иисуса Христа, ты же превознесенная гордыня, так усиленно борешься со мною, слабой».

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) обращался к матушке Марии: «Ваше преподобие». Именно так и называется новое издание книги, к сожалению, ныне покойной Марии Сухоруковой «Ваше преподобие». Книга подготовлена к изданию благотворительным фондом «Меценат» и издана на пожертвования тех, кто любил творчество талантливого русского поэта Марии Сухоруковой.

И начинается книга стихотворением Марии Сухоруковой, посвящённым матушке Марии, «Ваше преподобие».

Всем сообщить спешу скорей,

Пока в телесной робе я:

«Вас называл архиерей –

Ваше преподобие».

 

Через него изрек Сам Бог

Истину, а не подобие,

Слова, что счастье средь тревог:

«Ваше преподобие».

 

И вот звучит, что дивный гимн,

Где Ваши крест, надгробие,

Подобны Вы родным святым,

Ваше преподобие.

 

Несу Ваш образ каждым днем

В душе, в ее утробе я.

Марию-матушку зовем:

«Ваше преподобие».

Ирина Александровна Высоцкая, директор благотворительного фонда «Меценат», духовная дочь схимонахини Марии (Кудиновой)

ruskline.ru

Принять участие в конкурсе

Загрузить файл творческих работ и аннотаций (презентационных материалов)

Допустимые форматы: pdf, jpeg, jpg, ppt, pptx, avi, mpeg4

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой по защите персональных данных