Евгений Лебедев: «Верный друг своего народа...»

Евгений Лебедев, друг (Москва)

Господи, благослови!

Я не помню, как и когда состоялось наше знакомство. Знаю, что познакомил меня с Владыкой Виктор Михайлович Котович, за что я ему благодарен по сей день и до конца моей жизни.

Я хорошо помню, что в 1994 году (или в 1995-м) в августе мы (отец Леонид, отец Владимир, Виктор Михайлович и я) прибыли в Нижний. Были в гостях у Владыки. Я всегда относился с душевным трепетом к архиереям.

Сейчас вспоминаю, что Владыка произвел на меня двойственное впечатление.

Он был очень прост в обращении и в то же время стоял выше нас, на каком-то особом высоком месте. Он был полон радушия и доброжелательности, но сразу, с первого взгляда и первого слова, им сказанного, чувствовалось ясно, что он есть духовный наставник, он окормляет свою паству и учит всех окружающих, учит очень талантливо, незаметно для неопытного глаза. А как он говорил!

Можно было слушать его бесконечно, наслаждаясь его говором по старому подобию, красивым русским языком.

Сели обедать. Стол был накрыт по-праздничному. Суп наливали из суповника, большой фаянсовой емкости, которая долго хранила его горячим. Я такого супа из белых грибов никогда прежде и не едал!

Все гости очень почтительно, с неподдельным уважением слушали его рассказ о Нижнем, епархии, состоянии России. Было ясно, что он постоянно и глубоко размышлял обо всем, что нам говорил.

Потом мы поехали в Дивеево. Он нас благословил на дорогу. Дивеево, его детище, было огромной стройкой. Я думал, что пройдет много лет, пока закончится восстановление монастыря. Но я не понимал, что митрополит Николай и игуменья Сергия могут сделать намного больше, чем под силу человеку. Я не понимал, что все в монастыре делается с помощью Божьей Матери и преподобного Серафима Саровского. И жизнь это подтвердила.

Уже в марте 1998 года митрополит Николай освятил Преображенский собор. Это – чудо!

Владыка говорил, что у него было три мечты: вернуть (найти) мощи преподобного Серафима Саровского, и это произошло; добиться возвращения исконного имени Нижнему Новгороду, и это произошло! К великому сожалению, память моя не сохранила третью мечту.

Владыка бывал у нас дома, освящал мою квартиру и дачу. Поэтому я никогда не соглашусь, чтобы эти жилища были проданы, какие бы невзгоды ни пришли в нашу семью.

Он был у меня дома и перед своей болезнью, которая так трагически закончилась. Уехал он позже обычного.

Мы много разговаривали, допоздна. А потом, после его кончины, я понял, что он прощался с нами.

Когда Владыка бывал в Москве, я приезжал к нему в гостиницу. Он рассказывал, спрашивал, вспоминал что-то из своей богатой событиями жизни, а я, грешный, не сознавал, что ему надо бы и отдохнуть, сидел и слушал его. А потом он говорил: «Теперь будем пить чай». И чай делал сам, не позволял ему помогать. Накрывал на стол и говорил: «Угощаться будем тем, что послала Римма Васильевна» (его родная сестра). Открывал корзинку и доставал яства, испеченные Риммой Васильевной – удивительной русской женщиной, которая искренне и очень доброжелательно относилась к людям и очень заботилась о Владыке.

Однажды мы спустились в ресторан гостиницы поужинать. В зале было много архиереев, которые прибыли в Москву на очередное мероприятие. К нам за столик подсел, спросив разрешения у митрополита, архиепископ из Прибалтики. У него были вопросы, он просил совета у Владыки Николая. Я слушал и поймал себя на мысли, что и для архиепископа он тоже наставник. Владыка Николай очень доброжелательно и подробно отвечал, и архиепископ его слушал очень внимательно.

Владыка Николай, верный сын своего народа, успел с Божьей помощью очень много сделать для Родины. И сегодня уже всем ясно, что память о нем и его делах останутся навеки.

Я запомнил, как о нем говорили во время прощания. Тогда митрополит Владимир сказал, что Владыка Николай был тем архиереем, который, будучи нашим современником, нес в XX веке традиции архипастырей российских из века девятнадцатого. Нес лучше других.

Руководитель мусульманской общины сказал, что Владыка всегда будет в памяти глав всех конфессий Нижегородской области наставником и духовным лидером.

…После прощания мы поехали в Москву. Начался дождь, гроза, гром… Было очень похоже на орудийную канонаду. Все стихло через пять километров после выезда из города. Впереди было ясно, а над Нижним бушевала гроза. И еще долго мы видели молнии…

И это был знак, знак Свыше, я так думаю.

Меня, как и любого человека, который имел счастье быть рядом с Владыкой Николаем, слушать его, разговаривать с ним, никогда не покинет чувство огромной благодарности судьбе за эту возможность.

Я жизнь свою делю на две части: до встречи с Владыкой и после.

Очень сожалею, что это время было таким коротким.

Принять участие в конкурсе

Загрузить файл творческих работ и аннотаций (презентационных материалов)

Допустимые форматы: pdf, jpeg, jpg, ppt, pptx, avi, mpeg4

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой по защите персональных данных