Визит в Германию

С 5 по 13 декабря Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский, по приглашению общины Евангелической церкви города Эссена побывал с частным визитом в Германии.

Цель поездки Владыка определил так:

– Мы прежде всего хотели ознакомиться с диаконией Евангелической церкви, т. е. с тем, как данная церковь служит ближнему своему. В программу нашего пребывания в Эссене входило посещение дома для престарелых, детского садика и двух больниц, находящихся под церковным попечительством. Дом для престарелых –«курорт» в нашем понимании... То есть здесь уход за старичками идеальный. Больные и здоровые, совсем немощные и способные себя обслуживать находятся под такой опекой, таким вниманием, какие у нас даже в семьях нечасто встречаются. В этом доме есть место, где можно помолиться; есть священнослужитель, или пастор, как он у них называется, который духовно окормляет всех, кто в этом нуждается...

В детском садике, что мы посетили, ребятишки находятся только с 8 утра до 12 часов дня, но даже в столь малое время они успевают и поиграть, и погулять, и позаниматься. Совсем малыши, и те, например, ведут своеобразные «богословские» беседы на такую тему: действительно ли святитель Николай или он превратился в Санта-Клауса и приносит им счастье под Новый год и желанные гостинцы...

Евангелические больницы производят то же впечатление. Везде, где бы мы ни побывали, – чистота, покой, внимание и забота... И нам пришлось признать, что диакония у немецких евангелистов находится на высочайшем уровне... Конечно, нельзя не учитывать то, что у них не было тех потрясений, тех лихолетий, которые испытали мы; не было жесточайших гонений на Церковь, не было воинствующего атеизма, а следовательно, не было и ужасных последствий всего этого.

Кроме того, в Германии существует церковный налог, который платит каждый гражданин этой страны и за счет которого в основном Церковь и существует. У нас же ничего подобного нет. Русская Православная Церковь живет тем, что ей приносят прихожане, верующие. Теперь же, при общем обнищании населения, и эти пожертвования, эти приношения уменьшаются, что естественно. А существовать как-то нужно. Нужно реставрировать храмы, которые теперь передаются нам, разрушенные и разграбленные, нужно восстанавливать монастыри, строить церковные школы, библиотеки, училища... И, конечно, то, что мы видели в Германии, дело весьма далекого будущего; а дело настоящего для нас – построить с Божией помощью в районе села Рожново дом для престарелых, где бы одиноким старичкам и старушкам можно было «голову преклонить». Дать кров тем, кто остался без крова, – вот наша первая задача. А «курортов», к сожалению, мы обещать не можем.

– Владыка Святый, как Вы думаете, почему Евангелическая церковь пригласила Вас, православного архиерея, а не своих же протестантских братьев-нижегородцев?

– Дело в том, и они это, безусловно, понимают, что Православная Церковь и Русь – два понятия, которые разделить практически невозможно. На православии строилось Русское государство! А евангелисты в России существуют только лишь около ста лет; и в жизни Отечества они не играли практически никакой роли. Ведь как на Русь попали евангелисты? Приезжали вместе с немецкими колонистами, так сказать, для удовлетворения их церковных нужд, а потом оставались здесь, вели пропаганду, может быть, сманивали кого-то, кого-то прельщали (особенно в годы церковного запрещения), и образовывались общины... Ни духовного опыта, ни духовного богатства, которое имеет Православная Церковь, протестанты в России не имеют (в Германии совсем другое дело...).

И вот в силу тех побратимых уз, существующих между нашим городом и Эссеном, немецкие гости, побывавшие в Нижнем на прошедшую Пасху, пригласили нас к себе. Мы же в свою очередь намереваемся в апреле пригласить их вновь для расширения и укрепления контактов, которые должны в результате принести какой-то плод.

– А как, по-Вашему, какой?

– Ну, во-первых, они могут помочь нам в строительстве дома для престарелых, помочь и материально, и просто поделиться опытом в устройстве и обслуживании подобного заведения; а потом возможны и контакты в смысле единения, я имею в виду – на духовном уровне. Конечно, это процесс трудный и долгий, но пути Господни неисповедимы...

– Вы были приглашены Евангелической церковью, значит ли это, что Вы были только у евангелистов?

– Нет. Мы посетили католический кафедральный собор Эссена, где нас встречал старший священник. Он рассказал о жизни церковной в своем городе, в своем храме, показал нам сокровища, которые хранятся в соборе. Это выносные кресты XI века. Они находятся в сейфе, куда можно войти, но куда пускают не всех. Затем он поделился с нами своей озабоченностью тем, что молодежь в Германии безрелигиозна. Стремясь ко внешнему благополучию, она часто забывает о главном – о душе.

Увы, это проблема общая. Неправильный подход к тем материальным ценностям, которые нам даются по милости Божией, начинает сказываться везде, и на Западе, и у нас, в России...

С греческим духовенством мы отслужили вечерню в сопровождении хоров: греческой церкви и кафедрального собора Нижнего Новгорода, который, кстати, тоже был приглашен евангелической общиной. Богослужение проходило на славянском и греческом

языках. Потом мы отслужили Панихиду на Эссенском кладбище по всем погребенным там православным. Ведь Эссен принадлежал к классу военных городов и во время Второй мировой войны на его предприятиях работало много военнопленных, наших соотечественников, которые годами тут жили, работали, женились или выходили замуж, рожали детей... Их дети умирали от голода... На памятниках годы жизни: 1945–1946; 1946–1947 и т. д. Мы служили по ним Панихиду, впервые за все эти десятилетия.

Немцы, сама Евангелическая церковь, очень переживают тот факт, что в то время, когда Гитлер напал на Советский Союз, она послала ему приветственную телеграмму. И поэтому именно евангелисты очень хотели, чтобы была отслужена панихида, где пастор Евангелической церкви читал покаянную молитву – как бы покаянное приношение русскому народу.

– А в немецкой Православной церкви Вам удалось побывать?

– К сожалению, нет. Православная церковь есть только в Дюссельдорфе (а мы были в трех городах: Эссене, Мельтхальне и Дюссельдорфе), но местный Владыка уехал по делам, и мы не имели возможности встретиться.

– Владыка Святый, вот у нас, русских, принято считать немцев сухими, скуповатыми, малоэмоциональными людьми, педантами и консерваторами. Верно ли это?

– Абсолютно неверно. Мы привыкли считать скупердяями и сухарями всех, кто умеет считать деньги, кто умеет экономно вести хозяйство, кто бережет заработанное. Мы всегда стремились к Небу, такая уж натура у русского человека; а немцы живут иной жизнью, так сказать, с «синицей в руках». А вообще они – приветливый, радушный, гостеприимный народ, веселый и жизнерадостный, кстати, очень музыкальный...

«Сеятель», январь 1993 года

Принять участие в конкурсе

Загрузить файл творческих работ и аннотаций (презентационных материалов)

Допустимые форматы: pdf, jpeg, jpg, ppt, pptx, avi, mpeg4

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой по защите персональных данных