Слово на открытии симпозиума «Диалог мировоззрений»

Уважаемые участники симпозиума!

Мы приветствуем всех вас, приехавших сюда, и надеемся, что каждый в меру своих сил и способностей внесет свой вклад в плодотворное обсуждение и решение тех важных проблем, которые обозначены в программе симпозиума. Нынешний симпозиум в нашем цикле симпозиумов под общим названием «Диалог мировоззрений», видимо, последний в этом тысячелетии. Мы с вами стоим на пороге нового столетия и нового тысячелетия.

Естественно, всех нас волнует вопрос: с чем мы вступим в это тысячелетие, что оно несет нам с вами?

Прошедшие годы двадцатого столетия, как мы с вами знаем, в какой-то степени были хорошими, а в какой-то степени – и плохими, мы в своей жизни неоднократно сталкивались и с добром, и со злом. Прошедшее тысячелетие было тысячелетием познания и стремления к общей свободе. «К свободе вы призваны, – говорит Апостол, – но чтобы эта свобода не была пагубной для вас». И вот мы сейчас с вами задаем себе вопросы: пагубной ли была полученная нами свобода или она была нужна для нас, в какой мере-степени она была нужна? Не лучше ли было бы, чтобы каждому проявлению свободы была дана своя мера, ибо, как сказал еще Иван Андреевич Крылов, «как ни заманчива свобода, но для народа не меньше гибельна она, когда разумная ей мера не дана».

Какие же плоды дала полученная за последние годы свобода? Что мы с вами можем констатировать? Первое, и это самое печальное, что многие люди, отдав полжизни делу процветания и развития общества, должны на пропитание себе искать объедки в мусорных ящиках. Это первое измерение свободы. Второе – мы столкнулись ныне с таким видом «свободы», как «свобода отстрела», если можно так выразиться, с проблемой роста преступности и гибели людей в результате преступлений. И эта «свобода» продолжает расширяться и по сей день.

И вот на пороге третьего тысячелетия мы задаемся вопросом: с этими ли плодами свободы мы должны входить в новое тысячелетие, к этому ли призывали лучшие представители человечества на протяжении двух прошедших тысячелетий? Не получили ли мы нечто противоположное тому, к чему все так стремились?

И еще одно. Полученная гражданами России свобода привела, как это ни странно и печально, к вполне реальной возможности утраты нашей страной своей независимости, т. е. к возможности потери свободы нашего общего Отечества. Но при такой потере свободы страной можно ли говорить о развитии свободы ее граждан?

Мы получили свободу радоваться тогда, когда надо было бы плакать.

И вот теперь нам приходится учиться сметать пыль с сапог «заморского дяди». Российские «свободы», как показывают события в Югославии, приводят к утрате независимости и другими странами.

Что ожидает человечество? Или оно воспрянет, встанет с колен, скажет себе и мировому правительству, что жить так дальше нельзя. Или же оно и дальше будет продолжать стоять на коленях и терпеливо сносить абсолютную власть «передовых государств».

Конечно, мы с вами не можем решить всех стоящих перед человечеством и Россией практических проблем. У нас для этого нет соответствующих механизмов и средств. Единственное, чем мы владеем, – слово, но и оно может сыграть важную роль. Наша главная задача – обратить внимание общества на существующие обстоятельства и проблемы, призвать его действительно проснуться, и думать не только о хлебе насущном, но и о тех духовных ценностях, которыми человечество всегда руководствовалось в своей жизни.

Православная Церковь, как каждый здравомыслящий человек в России знает, всегда была вместе с народом, переживала с ним и радости, и горести, несла и те тяготы, которые на него ложились. В настоящее время мы наблюдаем в обществе определенное возвращение к забытым когда-то духовным ценностям. Происходит оживление и в жизни Церкви, которая пытается играть более активную роль в обществе. Но когда она наберет сил, сказать сложно, ибо обстоятельства, с которыми она сталкивается, довольно противоречивы. Но можно быть уверенным в том, что по мере своих сил Русская Православная Церковь и дальше будет призывать и верующих во Христа, и неверующих к миру, согласию, любви, братству, единению.

Итак, в добрый путь! Бог в помощь всем участникам симпозиума, во славу вечного мира, жизни в согласии и мире в грядущем третьем тысячелетии.

Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский, сопредседатель оргкомитета симпозиума 


 

Принять участие в конкурсе

Загрузить файл творческих работ и аннотаций (презентационных материалов)

Допустимые форматы: pdf, jpeg, jpg, ppt, pptx, avi, mpeg4

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой по защите персональных данных